— Андрей Владимирович, какова цель такого скрупулезного анализа и связано ли это с накалом эмоциональных выступлений зарубежных политиков, экономистов, пророчащих неизбежность продовольственного кризиса в мире и вместе с тем уверяющих в правильности принятия санкционных ограничений в отношении Беларуси, России?
— О причинах возрастающей угрозы мирового голода, обусловленных действиями других стран, наш Глава государства высказывался не раз, равно как и подчеркивал, что любые ограничения для нас — шанс для развития. И мы видим, что так оно и есть. Желаемого результата санкционные запреты не дают. Хотел бы подчеркнуть: проводим мониторинг ежегодно. Используем для этого сбалансированную систему индикаторов и их пороговых значений: 60 базовых и более 250 дополнительных показателей. Вопрос обеспечения продовольственной безопасности на протяжении всего периода независимости страны на постоянном контроле Президента и Правительства. Сейчас главный стратегический документ, определяющий вектор развития агропромышленного комплекса и решения задач самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия, — Доктрина национальной продовольственной безопасности, составленная до 2030 года. Важно подчеркнуть, что первый стратегический документ (имею в виду Концепцию национальной продовольственной безопасности) Нацио-нальная академия наук разработала по поручению Александра Лукашенко в 2003 году. Перед белорусским АПК ставилась задача наращивания производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, устранения зависимости от импорта, повышения потребления основных продуктов питания населением до рационального уровня.
— Поставленные задачи успешно решаются, поэтому Беларусь и стала самодостаточным и независимым в продовольственном отношении государством. Что не каждому дано.
— Безусловно. Благодаря труду белорусских аграриев наша страна полностью самодостаточна и не зависит от внешних поставок продовольствия. Но прогнозируемый в мире дефицит продовольственных ресурсов и продолжающийся рост цен на товарных и энергетических рынках могут нанести серьезный ущерб безопасности государств, зависящих от импорта.
— На международном уровне по многочисленным критериям Беларусь выглядит неплохо, не так ли?
— Более чем. Например, в Глобальном рейтинге продовольственной безопасности мы на 36-й позиции. Исследование базируется на оценке 113 стран по четырем группам показателей, в том числе по экономической и физической доступности продуктов питания, качеству и безопасности продовольствия. Традиционно получаем высокие оценки по ряду критериев. Например, в категории «Экономическая доступность продовольствия» занимаем 27-е место, «Качество и безопасность продуктов питания» — 31-е. Нашими сильными сторонами международные эксперты называют отсутствие населения, проживающего за чертой бедности, наличие государственных программ в области безопасности пищевых продуктов, высокое качество продуктов питания на внутреннем рынке, стабильность потребительских цен на продовольственные товары по сравнению с мировыми.