Россия через 10 лет будет жить лучше, заявил в четверг президент РФ Владимир Путин на встрече с молодыми предпринимателями в преддверии Петербургского международного экономического форума.
ТАСС собрал основные заявления президента.
О суверенитете
“Не бывает каких-то промежуточных составляющих, промежуточного состояния: или страна является суверенной, или колонией, как бы колонии ни называть. Сейчас не буду приводить примеров каких-то, чтобы никого не обижать, но если страна либо группа стран не в состоянии принимать суверенных решений, это уже в известной степени колония. А колония исторических перспектив все-таки не имеет, шансов выжить в такой жесткой геополитической борьбе”.
О составляющих суверенитета
Суверенитет складывается из нескольких составляющих: военно-политического, экономического, технологического и общественного, причем в любом порядке:
“Потому что одно не существует без другого. Как добиться внешней безопасности, скажем, не имея <…> технологического суверенитета? Невозможно”.
О консолидации общества
“Консолидация общества является одним из ключевых, базовых условий развития. Нет этой консолидации – и все будет рассыпаться. <…> Если экономика будет хромать, чихать и кашлять, тогда все. Тогда какая консолидация общества? А если не будет консолидации, то вообще ничего не будет”.
Об аналогии с петровской эпохой
Со времен Петра I “почти ничего не изменилось”, и сейчас перед Россией стоят похожие задачи:
“Вот Петр I Северную войну 21 год вел. Казалось бы, воевал со Швецией, что-то отторгал. Ничего он не отторгал, от возвращал! <…> Возвращал и укреплял – вот что делал. Судя по всему, на нашу долю тоже выпало возвращать и укреплять”.
Об ответе на санкции
Россия не собирается повторять ошибок прошлого и закрываться от мира, как Советский Союз:
“Мы не будем наступать на те же грабли. Наша экономика будет открытой. Кто не хочет, тот сам себя будет обкрадывать, уже обкрадывает. <…> Такую страну, как Россия, невозможно обнести забором. А мы сами вокруг себя не собираемся такой забор возводить”.
При этом преференции для иностранных компаний не должны мешать отечественным:
“Конечно, у нас не должно быть таких льгот для наших [зарубежных] партнеров, которые подрывают собственное производство”.
Власти также будут стремиться к устранению бюрократических преград внутри страны:
“Ответом на все ограничения <…> с нашей стороны может и должно быть безусловное разбюрокрачивание принятия решений”.
О сильных сторонах России
“Несмотря на то, что нас все время пытаются щипануть и оскорбить, что мы “страна-бензоколонка”, с точки зрения обработки больших данных мы, как и в области балета, многих обогнали”.
Россия продемонстрировала силу и в других высокотехнологичным отраслях, например в медицине в период пандемии: “Мы по ключевым направлениям оказались даже в лидерах”.
Есть у страны и другие сильные стороны, включая сельское хозяйство:
“Наш экспортный потенциал оказался достаточно серьезным. У нас [было] 20 млн тонн, потом 30 млн тонн, потом в этом году <…> мы выйдем на продажу примерно 37 млн тонн, через пару-тройку лет это будет 50 млн тонн. Мы наращиваем производство – в этом году, если бог даст, <…> у нас будет 130 с лишним млн тонн урожая”.
Об импортозамещении
“Импортозамещение не панацея, и мы не стремимся все на сто процентов импортозаместить. Как бы мы ни старались импортозаместить бананы, мы же не сможем <…>. Сотрудничать нужно со всеми, с кем можно сотрудничать, и мы будем это делать, но по критически важным технологиям, конечно, мы должны иметь собственные компетенции и будем их развивать, безусловно”.
О поддержке бизнеса
Власти будут различными способами поддерживать бизнес – например, “надо подумать” над льготами для молодых сотрудников фармацевтических компаний, будет расширяться программа поддержки несырьевого экспорта.
Ситуация в микроэлектронике – “одна из сложных тем, тяжелых, и одно из главных направлений удара по России” из всего набора западных санкций. Здесь можно обсуждать законодательное закрепление приоритета отечественных комплектующих над импортными, а также упрощение закупок для экспериментальных разработок.
О главной задаче и движении вперед
“Что касается того, к чему мы должны стремиться в области науки и технологий, есть вещи, которые сложные, и их можно до утра рассказывать. Но если посмотреть на задачи, то какие задачи? Демография. Это первая задача. У нас должно быть больше людей, и они должны быть здоровые”.
При этом следует ставить и самые нереалистичные задачи:
“Чем невероятнее проект, тем больше шансов, что мы будем двигаться вперед. <…> Мне кажется, если думать, как Циолковский, что мы полетим к звездам, – полетим. И мы полетели первыми в истории человечества. Поэтому такие на первый взгляд невероятные и сумасшедшие идеи – они двигают развитие и мир двигают вперед”.