Заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал о деструктивных действиях Киева в киберпространстве, о попытках ряда стран выдавить Москву из международных форматов, а также ответил на вопросы о перспективах участия России в новых.
— Существуют ли опасения относительно возможного въезда в Россию украинских криминальных элементов, например, с территории стран СНГ? Какие шаги предпринимает российский МИД по дипломатическим каналам, чтобы не допустить подобного развития ситуации?
— Украинские криминальные элементы, находящиеся на территории стран СНГ, в целях реализации своих преступных замыслов действительно могут попытаться проникнуть в Российскую Федерацию. Такая опасность существует, и о ней прекрасно известно нашим правоохранительным органам. Осуществляя прямое взаимодействие с коллегами из государств Содружества, они принимают все необходимые меры для того, чтобы выявить и предотвратить подобные угрозы.
МИД России, в свою очередь, также находится в тесном контакте с внешнеполитическими ведомствами стран СНГ. В случае появления какой-либо информации, имеющей ценность с точки зрения общей борьбы с иностранными криминальными структурами, в том числе и украинскими, незамедлительно делимся ею с нашими партнерами.
— С начала СВО (специальной военной операции — прим. ТАСС) атаки на российские интернет-ресурсы участились и стали даже более заметными. Это касается кибератак на ряд госструктур, СМИ и т.д., например видеохостинг Rutube. Как вы считаете, данные акции носят скоординированный характер? Насколько хорошо защищены наши сетевые ресурсы от нападений?
— В том, что эти преступные акции носят скоординированный характер, нет абсолютно никаких сомнений. Об этом в открытую говорят их инициаторы. Так, в конце апреля вице-премьер, министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров в интервью западным СМИ утверждал, что создал “первую в мире киберармию в составе около 300 тыс. специалистов”, которая причастна к организации хакерских атак против российских и белорусских предприятий и учреждений.
Говоря о степени защищенности российских сетевых ресурсов от нападений, хотел бы отметить, что, согласно составляемому ООН Глобальному индексу кибербезопасности, Россия по этому показателю входит в первую пятерку государств мира.В нынешних условиях правительство прилагает необходимые комплексные усилия, направленные на обеспечение неприступности наших “цифровых рубежей”
В начале мая 2022 года президент России Владимир Путин подписал указ “О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности России”, призванный повысить уровень защищенности информационных систем государственных ведомств, регионов, госкорпораций и стратегических предприятий. Последовательно продолжается реализация федерального проекта “Информационная безопасность” (запущен в 2019 году — прим. ТАСС).
Важно, что за годы антироссийских санкций и на фоне многочисленных кибернападений у нас сформировалась собственная отрасль информационной безопасности. Все типы противоправных действий, которые мы сейчас наблюдаем в информпространстве, хорошо известны нашим специалистам, а отечественные программные разработки, которые соответствуют мировому уровню, есть почти в каждом классе систем противодействия атакам.
— Ранее вы заявляли, что профессиональный и деполитизированный диалог России и США в области обеспечения международной информационной безопасности “способен приносить конкретные плоды”. Как вы оцениваете состояние этого диалога сейчас? Есть ли у него перспективы?
— На сегодняшний день констатируем отсутствие диалога с США по повестке международной информационной безопасности (МИБ). В марте 2022 года без каких-либо пояснений Вашингтон в одностороннем порядке прекратил диалог по линии Кремль — Белый дом, созданный в 2021 году во исполнение женевских договоренностей президентов двух стран. Вместо поиска политико-дипломатических решений администрация США в тандеме с союзниками принялась штамповать громкие заявления о якобы противоправных действиях России в мировом информпространстве — разумеется, без каких-либо доказательств. Пытается выставить нас главным зачинщиком кибератак против “демократий”.
Русофобской пропагандой США занимаются и на международных площадках. Тиражируя голословные обвинения, пытаются вытеснить нашу страну из ключевых переговорных механизмов. Цель — перехватить у России интеллектуальное лидерство в сфере информационной безопасности, отстранить нас от процесса согласования универсальных договоренностей. Свидетельство тому — отказ в выдаче виз руководящему составу делегации Российской Федерации для участия во второй сессии Рабочей группы ООН открытого состава по МИБ (Нью-Йорк, 28 марта — 1 апреля 2022 года — прим. ТАСС).
Саботируя двусторонний и многосторонний диалог по повестке безопасности ИКТ, Вашингтон подстрекает международный киберкриминал к компьютерным атакам против России. Наши специалисты ежедневно фиксируют беспрецедентное число таких нападений на объекты критической инфраструктуры нашей страны с территории западных государств. Ударам с применением информационно-коммуникационных технологий круглосуточно подвергаются российские государственные учреждения, объекты финансовой, медицинской, социальной инфраструктуры, СМИ.
Вашингтон наращивает военное освоение информпространства Украины. С его подачи в апреле 2022 года представители “режима Зеленского”, не являющегося участником НАТО, впервые участвовали в киберучениях альянса Locked Shields, в ходе которых отрабатываются сценарии ведения кибервойны против России. При содействии Пентагона и спецслужб США мобилизована украинская “IT-армия” под задачу нанесения ущерба инфраструктуре России и ее союзников.
Прямо скажу — мы не испытываем иллюзий насчет готовности американской стороны к переговорам и выработке договоренностей в сфере МИБ. Для этого в Вашингтоне должна быть четко обозначена политическая воля. Как только это произойдет, за нами дело не заржавеет. Надеюсь, что администрация США осознает всю опасность дальнейшей эскалации в информационном пространстве и безальтернативность поиска переговорных решений.
— В связи с тем, что основное внимание российских спецслужб сейчас сосредоточено на ситуации на Украине, удается ли эффективно купировать теругрозы, исходящие из Афганистана и Центральной Азии?
— Возможности и потенциал российских спецслужб позволяют успешно противодействовать всем существующим и потенциальным угрозам, исходящим из Афганистана. У нас налажен хороший уровень взаимодействия по данному вопросу с нашими союзниками в Центральной Азии.
Деятельность тергруппировок в центральноазиатских государствах продолжает носить законспирированный характер — имеется значительное число “спящих” ячеек терорганизаций, джихадистами ведется активная пропагандистская и вербовочная работа в сети Интернет. Несмотря на это, на постсоветском пространстве террористические угрозы в целом остаются под контролем правоохранительных органов.
Хотел бы отметить, что новые талибские власти (запрещенное в РФ движение “Талибан” — прим. ТАСС) самостоятельно проводят боевые операции против международных террористических объединений, укрывающихся на афганской территории, в том числе в северных провинциях, где в последние месяцы на границе с нашими центральноазиатскими союзниками наблюдается активизация деятельности целого ряда международных террористических организаций, в которых немало выходцев из стран СНГ. Речь идет о таких структурах, как “филиал” ИГИЛ — “Вилаят Хорасан”, “Аль-Каида”, “Лашкар-и-Тайба”, Исламское движение Узбекистана, Исламское движение Восточного Туркестана, “Хизб ут-Тахрир” (все перечисленные группировки запрещены в РФ — прим. ТАСС).
Приветствуем определенные успехи Кабула в борьбе с тергруппировками. В наших контактах с афганским руководством призываем его к выполнению ранее взятых на себя обязательств по антитеррору. Эта проблематика также обсуждалась в ходе недавнего визита в Кабул российской межведомственной делегации (24 марта 2022 года — прим. ТАСС).
Исходим из того, что афганское руководство будет и дальше придерживаться линии на пресечение исходящих с территории страны угроз безопасности для его соседей и третьих стран, в первую очередь для стратегически важного для нас региона Центральной Азии.
— Продолжается ли в нынешних условиях диалог с Западом по борьбе с терроризмом и наркотрафиком в Афганистане или Москве приходится рассчитывать в этой сфере только на партнеров по ОДКБ?
— Российская Федерация готова к диалогу с западными странами по Афганистану в области антитеррора и борьбы с наркотиками. С гидрой международного терроризма в последние годы сталкиваются многие государства. Главное, чтобы этот разговор выстраивался на равных условиях, без использования политики двойных стандартов, что, как показывает в частности история афганского конфликта, особенно опасно.
Именно безответственная политика США привела к нынешнему плачевному состоянию афганской экономики. Подобная линия Вашингтона по отношению к Кабулу фактически напрямую препятствует стабилизации в Афганистане. В частности, подрываются усилия талибов в противодействии набирающим там оборот международным террористическим организациям.
Полагаем, что основную долю расходов по постконфликтному восстановлению должны нести Вашингтон и его партнеры по НАТО. В целях улучшения социально-экономической ситуации в Афганистане необходима скорейшая разморозка США и компанией афганских авуаров без каких-либо условий.
При этом хотел бы подчеркнуть, что российские подходы к международному сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом остаются неизменными. Готовы к конструктивному взаимодействию, в том числе с западными государствами, как в рамках профильных международных организаций, так и в двустороннем формате.
Что касается постсоветского пространства, то помимо формата ОДКБ весьма востребованными многосторонними механизмами межгосударственного взаимодействия в сфере антитеррора остаются Антитеррористический центр СНГ и Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества. Они осуществляют координирующие функции, анализируют поступающую информацию о состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма и экстремизма, под их эгидой проводятся многосторонние антитеррористические учения. Все это позволяет эффективно купировать теругрозы в зоне ответственности СНГ и ШОС.
Экспертный диалог по наркопроблематике вплоть до недавнего времени являлся одним из немногих направлений взаимодействия с Евросоюзом, которое не было подвержено политической конъюнктуре, даже когда практически все остальные сферы были свернуты по его инициативе. Межведомственные встречи не прекращались и в период пандемии, последний раунд прошел под словенским председательством в онлайн-формате в ноябре прошлого года. Интерес к этой тематике вполне обоснован. Контрабанда опиатов и метамфетамина из Афганистана остается общей угрозой для всего европейского пространства. Растут изъятия наркотиков по “северному” и “балканскому” маршрутам. Фиксируются новые пути и методы контрабанды через Кавказский и Причерноморский регионы. Все это, конечно же, требует консолидации усилий.
Оголтелая русофобия заставляет сейчас Брюссель вопреки здравой логике намеренно идти на слом многих полезных форматов антинаркотического сотрудничества, в том числе по Афганистану. Вынужденный выход Российской Федерации из Совета Европы привел к прекращению членства нашей страны в антинаркотической Группе Помпиду. Евросоюз в одностороннем порядке приостановил экспертное взаимодействие и обмен информацией с нами по линии Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании. Проведение ежегодной антинаркотической конференции в рамках ОБСЕ перенесено на неопределенный срок.
Выглядит так, как будто после спешного вывода своих военных контингентов из Афганистана государства — члены НАТО пытаются уйти от ответственности за созданные ими за 20 лет пребывания там проблемы и переложить ее на другие страны.
Убеждены в деструктивности такого подхода. Он играет на руку только наркопреступникам, которые используют разлад в рядах государств для наращивания поставок наркотиков в Европу.
Россия от диалога не отказывается и настроена на взаимодействие по афганской наркопроблеме с заинтересованными странами на всех международных и региональных площадках. Ожидаем практического вклада в дискуссию по Афганистану от очередной встречи в рамках инициативы Парижского пакта, которая состоится 30–31 мая в Вене под эгидой ОБСЕ и Управления ООН по наркотикам и преступности и будет посвящена тематике незаконных финансовых потоков от афганского наркотрафика.
В русле Стратегии государственной антинаркотической политики на период до 2030 года центральное внимание уделяем координации с нашими ближайшими союзниками в Центральной Азии и Закавказье. Главным стратегическим партнером по купированию афганского нарковызова остается ОДКБ. На этой неделе в Киргизии (г. Ош) проводится очередной этап региональной антинаркотической операции “Канал — Второй барьер”, который наглядно демонстрирует готовность правоохранительных органов государств — членов ОДКБ оперативно реагировать на изменения внутриполитической ситуации в Афганистане.
Региональные усилия этим не ограничиваются. В последние годы заметно укрепился антинаркотический потенциал Шанхайской организации сотрудничества по координации позиций всех соседних с Афганистаном стран, испытывающих на себе последствия масштабного наркопроизводства. Планируется возобновление антинаркотической операции ШОС “Паутина” после вынужденного перерыва, связанного с пандемией COVID-19.
Афганская наркопроблематика играет все более осязаемую роль в работе Антинаркотической рабочей группы БРИКС, шестое заседание которой состоялось 26 апреля 2022 года в онлайн-формате.
Открыты к сотрудничеству с Афганистаном и с другими странами и организациями в противодействии исходящей с территории этой страны наркоопасности, которая представляет угрозу международному миру и стабильности.
Беседовал Алексей Санько