Госдума может уже в июне начать обсуждать вопрос выхода России из Болонской системы образования, который вновь стал актуальным на фоне последних действий Запада в отношении РФ. Однако возврат к советскому образцу обучения не представляется экспертам целесообразным.
Тема необходимости Болонской системы образования обсуждается в России непрерывно с 2003 года. Бакалавриат и магистратуру начали вводить в РФ с 2007 года. Однако до сих пор не все российские вузы перешли на эту систему образования. Например, многие учебные заведения еще не выдают приложения европейского образца к дипломам.
Некоторые эксперты считают, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Евросоюза для усиления евроинтеграции, и для России он малоэффективен. Эта тема требует скорейшего рассмотрения и особого контроля, считает вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, который в среду поручил депутатам после 6 июня провести широкое обсуждение вопроса.
ТАСС собрал основную информацию по вопросу отказа от Болонской системы в России.
Предложение об отказе
В середине мая вице-спикер Госдумы Петр Толстой высказался за отказ от Болонской системы образования, которая “не отвечает потребностям времени”. По его мнению, специальная военная операция – это повод “переосмыслить дальнейший путь развития общества”, в том числе в вопросах образования детей.
Мнение Толстого разделяет и лидер фракции ЛДПР, председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. По его словам, Болонская система была практически навязана России “так называемым партнерами” на Западе с целью ослабить изнутри страну, “понизив образовательный уровень нашей молодежи и сместив фокусы в системе ценностей”. Эксперимент был неудачным, и пора это признать, уверен политик.
С самого начала введения Болонской системы против нее выступал нынешний ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, который указывает, что пятилетняя система готовила специалистов-фундаментальщиков.
О деталях говорить преждевременно
Как заявил во вторник глава Минобрнауки Валерий Фальков, обучение по системе “бакалавриат – магистратура” – “прожитый этап”: “Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента”.
Однако говорить о деталях плана отказа от Болонской системы преждевременно, считает пресс-секретарь РФ Дмитрий Песков. По его словам, Фальков говорил о том, что сейчас ведется работа над новым видением возможной новой системы, над ее параметрами.
При этом необходимо будет серьезно скорректировать законодательство России. Подготовка финансирования, изменений и их внедрение – перенастройка программы и кадров – должны занять пять лет. Такое мнение высказала ТАСС глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Новая система высшего образования должна вобрать в себя все достижения советской и русской школы, а часть экспертов высказывается, что по каким-то направлениям желательно бы сохранить бакалавриат, магистратуру, аспирантуру.
К тому же, выпускников необходимо предупредить о новых правилах хотя бы за два года, чтобы студенты и качество знаний не пострадали, согласен глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
Нельзя забывать и о целом поколении выпускников с дипломами бакалавра, которые не должны быть никак ущемлены, заявила ТАСС президент РАО Ольга Васильева.
Сохранение ЕГЭ
При этом в случае отказа от Болонской системы отменять ЕГЭ не стоит, потому что это ограничит права абитуриентов. Так как встанет вопрос системы проведения приемной кампании в вузы. Если РФ вернется к формату, когда каждая школа проводит экзамены, а затем и высшее учебное заведение проверяет выпускников, то у человека не будет времени и возможности поступать в пять вузов. Такие попытки в мире были, но сопровождались большими возмущениями, сказал на пресс-конференции в ТАСС Музаев.
Минусы советской модели образования
Несмотря на скептицизм в отношении Болонского процесса, система высшего образования и рынок труда адаптировались к нему и успешно функционируют, возврат к советской модели – “существенный шаг назад”. Такое мнение выразила ТАСС проректор по учебной и методической работе Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Каменева.
Кроме того, сейчас образовательные программы становятся многоформатными и адаптивными к внешним изменениям и потребностям рынка труда, кадры готовятся более оперативно, есть возможность получить за шесть лет два образования по разным направлениям подготовки, значительное количество студентов хочет работать и уже работает, начиная со второго-третьего курса бакалавриата.
В Болонской системе находятся 48 стран. В странах БРИКС и СНГ, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, Ближнего Востока также функционирует трехуровневая система образования, как и в Болонской системе – “бакалавриат – магистратура – аспирантура”. Возврат к “советскому специалитету” на “волне геополитических изменений” может привести к исчезновению российских университетов и научных школ из мирового пространства, к отсутствию оперативного обмена открытиями, технологиями и образовательными новациями, отмечает Каменева.
Возвращение к советской модели потребует отката всей системы государственного устройства и экономики. В советское время было государственное регулирование цен и зарплаты, был институт госплана и централизованное управление ресурсами. России пришлось бы возвращаться к обязательному распределению специалистов и отказаться от коммерческой формы обучения, считает ректор Крымского федерального университета Андрей Фалалеев.
Минусы отказа от Болонской системы
Возврат к одноуровневому высшему образованию чреват тем, что дипломы российских вузов могут признаваться за границей только на уровне бакалавриата. А иностранные студенты в таком случае вряд ли захотят поехать в РФ для обучения, заявил и.о. вице-президента РАО, президент РУДН, экс-министр образования Владимир Филиппов.
Кроме того, Россия сейчас следует мировой тенденции дифференциации обучения, которая подразумевает выстраивание обучения по системе “2+2+2”, когда с направлением подготовки можно определиться после второго года обучения.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин еще в апреле предлагал больше рассматривать вопросы, что мешает нашему образованию “делать великолепных инженеров, отличных специалистов”. По его словам, нужно сосредоточиться на качестве образования и содержании программы, на качестве преподавателей, а не на форме обучения: “Просто не форму менять нужно”.