Действующее законодательство в Республике Беларусь предусматривает возможность досрочного выхода на пенсию по возрасту на общих основаниях (ранее общеустановленного пенсионного возраста) для неработающих граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников и при других обстоятельствах, но при выполнении определенных условий.
Справочно: С 1 января 2022 г. общеустановленный пенсионный возраст для женщин составляет 58 лет, для мужчин – 63 года (статья 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», далее – Закон).
Так, в соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости) безработному может быть предложено назначение пенсии по возрасту на общих основаниях досрочно, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством возраста, при наличии одновременно следующих критериев:
– увольнение с последнего места работы в связи с ликвидацией предприятия, как юридического лица, находящегося на территории Республики Беларусь;
– назначение пособия по безработице;
– достижение возраста (на 2022 г. женщинами – 56 лет, мужчинами – 61 год);
– отсутствие возможности для трудоустройства;
– согласие безработного на назначение пенсии по возрасту досрочно.
Другой категории безработных может быть предложено назначение пенсии по возрасту досрочно, но за один год до достижения установленного законодательством возраста, при одновременном соблюдении следующих условий:
– наличие права на пособие по безработице в течение 52 календарных недель (возникает у женщин при наличии не менее 33 лет стажа работы, у мужчин – не менее 38 лет стажа работы);
– назначение пособия по безработице;
– достижение возраста (на 2022 г. женщинами – 57 лет, мужчинами – 62 года);
– отсутствие возможности для трудоустройства;
– согласие безработного на назначение пенсии по возрасту досрочно.
В вышеуказанных случаях для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях досрочно необходимо наличие определенной продолжительности стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (страховой стаж). В 2022 году страховой стаж составляет 18 лет 6 месяцев, статья 5 Закона.
Право граждан на обращение за назначением пенсии по возрасту досрочно законодательно не закреплено, его реализация основывается на инициативе органов по труду, занятости и социальной защите.
Одним из основных условий для рассмотрения вопроса об инициировании предложения о назначении досрочной пенсии по возрасту является отсутствие возможности для трудоустройства безработного. Под возможностью или невозможностью трудоустройства безработного в данном случае следует понимать наличие свободных рабочих мест (вакансий) на рынке труда региона, соответствующих его профессиональной пригодности, уровню образования, состоянию здоровья, стажу и опыту работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового рабочего места.
Таким образом, если в период нахождения на учете в органах по труду, занятости и социальной защите безработный соблюдал законодательство о занятости населения и активно занимался поиском работы, но не смог быть трудоустроен, то ему может быть предложено вместо пособия по безработице назначение пенсии по возрасту досрочно.
Вместе с тем, следует учитывать, что основной функцией органов государственной службы занятости населения является оказание содействия в трудоустройстве, поэтому при инициировании предложения о назначении пенсии по возрасту досрочно безработному могут предлагаться различные варианты для трудоустройства, в том числе, которые не по всем критериям соответствуют понятию подходящей работы.
Вопрос о предложении безработному возможности назначения пенсии по возрасту на общих основаниях досрочно решается индивидуально в каждом конкретном случае органом по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации гражданина, исходя из норм законодательства.