Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993 году к нему присоединились Беларусь, Азербайджан и Грузия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.
Ключевая статья 4 договора гласит: “Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН”.
Договор о коллективной безопасности заключался сроком на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности, на основании которого сформировался новый состав стран-участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды. Азербайджан, Грузия и Узбекистан в 1999 году прекратили свое членство в Договоре.
До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области. 14 мая 2002 года в Москве Советом коллективной безопасности было принято решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
7 октября 2002 в Кишиневе на саммите СНГ президентами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана был утвержден Устав ОДКБ. В декабре 2003 года Устав ОДКБ был зарегистрирован в Секретариате ООН. В 2004 году организация получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
В соответствии со статьей 3 Устава целями организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.
Для противодействия существующим и возникающим вызовам и угрозам безопасности в ОДКБ создана действенная система коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам. В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года.
16 мая 2022 года в Москве состоится встреча лидеров государств ОДКБ, приуроченная к 30-летию Договора о коллективной безопасности и 20-летию организации. Планируется обсуждение ключевых вопросов взаимодействия в рамках ОДКБ, актуальных международных и региональных проблем, а также мер по дальнейшему совершенствованию системы коллективной безопасности. По итогам встречи будет подписано заявление СКБ ОДКБ в связи с юбилейными датами.
Структура ОДКБ
Высшим органом организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В его состав входят главы государств-членов ОДКБ. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов.
За координацию взаимодействия государств-членов применительно к своей компетенции отвечают Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ).
Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых в период между сессиями совета. Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов организации.
За подготовку предложений по военной составляющей, координацию реализации решений органов ОДКБ по вопросам военного сотрудничества отвечает Объединенный штаб ОДКБ
Высшим административным должностным лицом Организации Договора о коллективной безопасности является генеральный секретарь. Он назначается решением глав государств по представлению СМИД ОДКБ сроком на 3 года на ротационной основе из числа граждан государств-членов ОДКБ. 1 января 2020 года Решением СКБ ОДКБ генеральным секретарем организации был назначен Станислав Зась (Республика Беларусь).
Политическое и военное сотрудничество
Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. Поступательно и конструктивно на основе соответствующей правовой базы развивается сотрудничество ОДКБ с ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ и их профильными структурами.
Основу военного потенциала ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования, региональные группировки войск, Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные военные системы и объекты военной инфраструктуры. Указанные силы и средства коллективной безопасности составляют Войска (Коллективные силы) ОДКБ.
Подготовка Коллективных сил к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий. Начиная с 2004 года на территории государств-членов ОДКБ проведено более 30 учений различного масштаба, среди них: “Рубеж”, “Взаимодействие”, “Нерушимое братство”, “Гром”, “Кобальт” и другие. Для участия в этих учениях в качестве наблюдателей регулярно приглашаются представители зарубежных стран и международных организаций.
В 2007 году главами государств-членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности организации, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. Проводится активная работа по встраиванию миротворческого потенциала ОДКБ в миротворческую деятельность ООН.
В январе 2022 года в связи с обращением президента Казахстана, а также ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету страны, вызванной в том числе вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ, в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности, принял решение о проведении в Республике Казахстан миротворческой операции. Коллективная миссия, продлившаяся в период с 6 по 19 января, прошла успешно и была завершена после нормализации обстановки.
Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности
В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам безопасности для ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве.
Реагируя на угрозы, связанные с возвращением в страны исхода из “горячих точек” Ближнего Востока лиц, прошедших террористическую подготовку и участвующих в деятельности международных террористических организаций, с 2019 года в формате ОДКБ начато ежегодное проведение специальной операции “Наемник”. Данная операция является прямым вкладом в выполнение резолюций СБ ООН 2178 и 2396. Также продолжается активная работа по формированию единого списка организаций, признанных террористическими на территории государств-членов ОДКБ.
На региональном уровне расширяется сотрудничество с АТЦ СНГ, РАТС ШОС, в рамках которого создана и приступила к работе постоянно действующая экспертная группа. В феврале 2022 года подписана Совместная позиция Региональной антитеррористической структуры ШОС, Антитеррористического центра государств-участников СНГ и Секретариата ОДКБ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В 2020 году Советом коллективной безопасности была принята новая антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ на 2021-2025 годы. Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках ОДКБ с 2003 года проводится региональная антинаркотическая операция постоянного действия “Канал”. За это время в ходе операций из незаконного оборота было изъято свыше 428 т наркотиков.
С 2008 года в рамках ОДКБ результативно работает Координационный совет по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции “Нелегал”, направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран.
В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых “комплексных” или “гибридных” технологиях.
В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств – членов организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств – членов организации в этой сфере.
В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности. Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств – членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере.
На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции “ПРОКСИ” (от полного названия “противодействие криминалу в сфере информации”). Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств – членов организации. За все время существования с 2008 по 2021 год операция “ПРОКСИ” проведена 13 раз. За эти годы выявлено более 377 тыс. информационных ресурсов и более 1,9 млн информационных ссылок,направленных на разжигание национальной и религиозной розни, наносящих политический ущерб национальным и союзническим интересам, распространяющих идеи террористической и экстремистской направленности в интересах преступных групп, совершения различных преступлений в сфере информационных технологий. При этом была приостановлена деятельность 148 тыс. информационных ресурсов и более 1,5 млн информационных ссылок, возбуждено 295 тыс. уголовных дел.