7 апреля жительнице деревни Летяги Татьяне Сергеевне САЗОНОВОЙ исполняется 95 лет. Её жизнь на фоне исторических событий, происходивших в прошлом веке, прекрасное отображение жизни всего народа, людей, как говорят, ещё той закалки.
Не случайно есть поговорка: «Живи так, чтобы ни от Бога – греха, ни от людей – стыда». Жизнь Татьяны Сергеевны – яркий пример следования этому изречению.
Она родилась в деревне Летяги в семье, где было 12 детей. Жизнь в молодой советской деревне в эпоху коллективизации была не из лёгких, но люди работали, делали свое дело, понимая, что несмотря на все тяготы они строят будущее не только своего двора и улицы, но огромной и большой страны.
– Семья у нас была большая. Отец работал в конторе, а мать смотрела за хозяйством и воспитывала нас. Конечно, чтобы прокормить столько детей, нужно было хозяйство. Сельский труд всегда был тяжёлым. Люди работали в полях, держали скотину, собирали урожай. А потом колхозы, раскулачивание. Вот мой отец, Сергей Алексеевич, и попал под эти «чистки», – вспоминает Татьяна Сергеевна.
– Мы оставили себе после отёла коровы телочку, но кто-то написал донос на нашу семью, что мы «кулаки». Отца сослали на Урал, а нас распределили по семьям родственников и знакомых. Через полтора года отец вернулся, но через время его снова сослали на Урал, и во время войны он пропал без вести. Потом мы узнали, что он реабилитирован и похоронен в тех местах.
…Началась война. Мужчины ушли на фронт, а женщины, дети и старики остались в деревнях.
– Я помню, как мы, услышав гул самолётов, убегали из хат в лес и прятались в ямах (землянках – прим.автора). А немцы чуть позже приходили в лес и, нацелив на нас автоматы, смотрели, как нам страшно. Потом смеялись и уходили. А ещё случай один помню. В хате ночевали немцы. Два старших, а один совсем молодой. А мы, девчонки, спрятались от них на печи. Сидим. Страшно было так, что слышно, как зубы стучат. И вот молодой немец на одну из нас «положил глаз». Полез на печку, а взрослый его как потянул за ногу, что тот упал и подбородок до крови разбил, – с комком в горле говорит о тех событиях Татьяна Сергеевна.
Закончилась война. Братья вернулись с фронта – живы, здоровы, с медалями. Нужно было восстанавливать все то, что было растоптано и уничтожено фашистами. Прошло время, и Татьяна Сергеевна вышла замуж за своего односельчанина – Сазонова Ивана Иосифовича. Он с 14 лет работал механизатором. Был примером для многих односельчан и также, как и Татьяна Сергеевна, был отзывчивым и трудолюбивым. В дальнейшем Иван Иосифович стал председателем колхоза. Пользовался уважением среди простых тружеников и авторитетом среди местного руководства. Их молодая и крепкая семья родила и воспитала четверых дочерей.
Сама Татьяна Сергеевна всю свою трудовую жизнь проработала полеводом. К делу относилась ответственно и никогда не позволяла себе схитрить:
– В каждом труде нужно быть честным. Особенно в работе на земле. Ведь тяжело иногда бывает, просто невыносимо, но только терпение и ответственное отношение к делу дают результат. А когда видишь хороший результат, то и душа радуется.
Но не только своим трудолюбием, честностью, доброжелательностью и отзывчивостью славится Татьяна Сергеевна. Не раз о ней писали газеты, снимали репортажи телевизионные каналы. Дело в том, что Татьяна Сазонова – хранительница иконы Божьей Матери «Неопалимая купина». Все верующие почитают эту икону как заступницу от пожаров.
– Это было во время войны. Освобождали Беларусь, и фронт приближался к нашим краям. Мы узнали, что немцы собираются, отступая, сжечь нас и нашу деревню. У нас в соседней деревне была одна очень верующая старушка. Так вот она посоветовала, что нужно обойти деревню крестным ходом с иконой Божией Матери «Неопалимая купина». В местной церкви такой иконы не оказалось, и её заказали в Могилеве. Нам эту икону привезли поездом в Чаусы. А наши женщины из Чаус пешком на спине несли её. А была зима, морозы и снега большие. Но женщины принесли икону и крестный ход был совершен. В то время деревня была похожа на хутора, т.е. разбросаны дома на большие расстояния друг от друга. Обойти это расстояние в зимнюю пору было нелегко. И вот, обходя деревню, до одного сарая (по всей вероятности гумно – прим. автора) мы не дошли, потому что он был очень далеко от хат. В итоге деревню немцы не сожгли, а только сожгли этот сарай. В тот момент мы все уверовали, что это Матерь Божья спасла нашу деревню от карателей, – вспоминает Татьяна Сергеевна.
Если обратиться к историческим данным, то действительно фронт несколько месяцев стоял в этих краях. Все окрестные деревни были сожжены немцами, люди либо угнаны в рабство, либо расстреляны, а Летяги остались.
– С тех вот времен мы всегда совершаем крестный ход вокруг деревни с этой иконой, и она нас защищает от всех бедствий, – делится Татьяна Сергеевна.
Непростая судьба у этой женщины. Но никогда она не жаловалась на свою жизненную дорогу. Вера в жизнь и в Слово Божье, неиссякаемое трудолюбие, любовь к ближнему и доброта – вот те монолитные столпы её характера, о которые разбивались все преграды и трудности.
У Татьяны Сергеевны четыре дочери, восемь внуков, одиннадцать правнуков. Со слов дочерей, материнской любви хватает на всех.
– Она никогда не скажет плохого слова. Всегда поможет, посоветует. И всегда, чтобы ни случилось, призывает нас, внуков и правнуков, не быть злопамятными. «Только доброта и любовь помогут в жизни преодолеть все трудности» – так она нас учит, – характеризуют свою маму дочери.
Несмотря ни на что Татьяна Сергеевна хорошая хозяйка и всех призывает, чтобы на земле и в доме всегда был порядок. Эту привычку она воспитала в своих дочерях. Теперь воспитывает и в внуках, и правнуках. Сейчас она находится в Могилёве, у одной из дочерей. Но на Пасху планируют все приехать в Летяги.
– Дай вам Бог всем здоровья и радости. Молитесь Богу и не ругайтесь друг с другом! – пожелала всем наша героиня.
С праздником, дорогая Татьяна Сергеевна! Здоровья Вам! Низкий поклон от всех славгородчан!