Утром 5 апреля на железнодорожном вокзале Брест-Центральный встречали три украинские семьи. Мужчина, пятеро женщин и четверо детей смогли живыми и невредимыми выбраться из осажденного Мариуполя. В пути они уже 20 суток. По дороге в Венгрию украинцы остановились в Бресте буквально на час. Это время с ними провели корреспонденты БЕЛТА.
Поезд из Москвы прибыл на ж/д вокзал точно по расписанию. На перроне беженцев встречали представители двух брестских общественных организаций. Всю дорогу до конечной станции они были с украинцами на связи: подсказывали и успокаивали. В Бресте люди проездом. Дмитрий в эти дни единственная опора для трех семей. Он признается, что делиться пережитым не хочет. Такого же мнения придерживаются и женщины. Но в беседе они раскрепощаются, и слова о произошедшем льются непрерывным потоком.
“Ранним утром 24 февраля услышали первые взрывы. Дома я была с двумя детьми. Их положила в предбаннике, накрыла одеялами и стала ждать брата. Когда он приехал за нами, на сборы дал 10 минут. Мы брали первые попавшиеся под руку вещи, документы. Выехали в район в центре Мариуполя. Думали, там будет надежнее. Прожили в одном доме несколько дней, а потом туда прилетел снаряд. На глазах разбомбили соседнюю девятиэтажку, и мы поехали в другой район. Там тоже разбомбило дом, мы и оттуда выехали”, – вспоминает Жанна.
Семья из пяти человек трижды пыталась выехать из Мариуполя, но людей не выпускали. К слову, машину Дмитрия повредил разорвавшийся снаряд. Чтобы эвакуироваться, он купил у соседа “жигули”. Из осажденного города удалось вырваться 16 марта через поселок Мангуш. “Незнакомые люди нас приютили. Мы ехали в машине впятером, а с нами еще два кота и собака. Ночевали там же, было очень холодно. Потом неделю жили у родственников в Волгодонске (Ростовская область. – Прим. БЕЛТА). Они согласились оставить у себя животных. А мы поехали в Ростов, затем в Москву, а там 4 апреля сели на поезд в Беларусь”, – рассказала Жанна. В Мариуполе у женщины остался гражданский муж, его мать с отцом. Они не смогли выехать. Связи с ними нет. “Надеюсь, они живы. Рано или поздно все должно наладиться. Мы так этого хотим”, – добавила Жанна.
Все три мариупольские семьи держат путь в Венгрию. У Дмитрия там работают друзья, у его спутниц – мужья. Руководитель городской организации союза ветеранов войны в Афганистане Сергей Пухальский и директор Брестского фонда помощи ветеранам войн Евгений Белинский помогли украинцам добраться до автовокзала. Разузнали информацию для поездки в Польшу, подсказали, где поменять деньги и купить билеты.
“Полторы недели назад мне позвонил милиционер. Рассказал, что к ним обратилась семья беженцев, а руководство посоветовало обратиться к нам. Через 15 минут встретили этих людей – двух взрослых и четверых детей. Накормили, разместили на ночь, помогли добраться до места назначения. Эта семья была из Мариуполя. Они сообщили о нас своим знакомым, которых мы встретили в Бресте сегодня”, – рассказал Евгений Белинский. Белорусы остаются в контакте с украинцами. Просят написать, когда они доберутся до места назначения, чтобы убедиться, что у них все в порядке.
На автовокзале все удалось сделать быстро. Спустя 50 минут после прибытия в Брест мариупольцы сели в автобус до Варшавы. “Мы все еще не понимаем, что произошло. Наш город процветал. Кто знает, как жизнь сложится дальше. Возможно, в другой стране все придется начинать заново. А может, наш город отстоят и мы сможем вернуться домой. Дай бог, политики разберутся”, – сказала на прощание Ольга Ивановна. В Мариуполе она жила с сыном Дмитрием и внучкой.
Большинство украинских семей едет через Брестскую область транзитом: или из России в страны Европейского союза, или из Польши в Россию. “Мы помогаем людям адаптироваться в чужой стране. Перво-наперво нужно встретить и накормить, определить место жительства. Работаем в комплексе с благотворительными организациями, Красным Крестом, государственными органами, – отметил Сергей Пухальский. – Узнав, что мы помогаем украинским беженцам, стала поступать масса звонков от брестчан. Предлагают одежду, продукты. Готовы оказать любую услугу. У нас столько людей с добрыми сердцами”.
Остается в Брестской области беженцев из Украины немного. В основном у этих людей здесь живут родственники и знакомые. В областную организацию Красного Креста обратились 134 человека, в том числе 63 ребенка. “Некоторые перед пересечением границы несколько дней отдыхают. Люди очень уставшие. Расселяем их и предоставляем питание. Для вынужденных мигрантов главное – внимание, спокойствие и крыша над головой. Мы как организация Красного Креста обеспечиваем их продовольственными и гигиеническими наборами. Если в семьях есть дети, конечно, стараемся выдать игрушки, канцтовары, сладости”, – обратила внимание заместитель председателя Брестской областной организации Белорусского общества Красного Креста Лариса Воронко.
В Бресте вынужденные мигранты могут остановиться в общежитии Института развития образования. Места для размещения есть во всех районах области. Украинские семьи уже поселились в Лунинецком, Кобринском, Каменецком, Ивацевичском, Дрогичинском, Ганцевичском и Барановичском районах. Также председатель Брестского облисполкома Юрий Шулейко призвал предприятия и организации региона оказать Красному Кресту спонсорскую помощь. В областном фонде сейчас более Br111 тыс.
“Огромное спасибо брестчанам. Многие обращаются, спрашивают, в чем нуждаются украинцы. Готовы помогать во всем”, – сказала Лариса Воронко. Белорусы могут передать в отделения Красного Креста продукты с длительным сроком хранения – крупы, макароны, растительное масло, тушенку, сахар, чай, сладости, детское питание. Также людям нужны средства гигиены – зубные пасты и щетки, мыло, влажные салфетки, бритвенные принадлежности, подгузники. Все эти незначительные на первый взгляд вещи могут облегчить жизнь тех, кто в один миг лишился всего.
Фото Вадима ЯКУБЁНКА