Посол РФ в Минске Борис Грызлов рассказал в интервью ТАСС о своевременных решениях двух стран на фоне новых санкций, образцовом уровне сотрудничества и дополнительных стимулах дальнейшего развития интеграции.
— Борис Вячеславович, 2 апреля в очередной раз отмечается День единения народов России и Беларуси. Некогда мы жили в одной большой стране, сейчас нас разделяет граница. Каковы, на ваш взгляд, основные достижения и, возможно, упущения во взаимоотношениях наших стран?
— Позволю себе возразить: российско-белорусская граница — одна из немногих границ в мире, которая никого не разделяет. Россияне и белорусы, путешествующие, например, из Москвы в Минск, даже не замечают, что пересекли ее. В последние годы главным препятствием на пути свободного передвижения граждан России и Беларуси был коронавирус и связанные с ним ограничения. Как вы знаете, с 18 марта этого года были отменены и они. Это очень своевременное решение, особенно в условиях санкций со стороны коллективного Запада, которые касаются в том числе и визовой политики, и самой логистики путешествий, отмены прямых авиарейсов и так далее.
С другой стороны, Россия и Беларусь всегда исходили из того, что свобода передвижения жизненно необходима для развития экономического сотрудничества и гуманитарных контактов между нашими братскими народами. Претворение в жизнь этого принципа — лишь одно из многих достижений нашего сотрудничества, в том числе в рамках Союзного государства.
2 апреля мы уже в 26-й раз отмечаем День единения народов России и Беларуси. В этом же году мы празднуем 25-летие со дня подписания Договора о создании Союза России и Беларуси, а также 30-летие дипломатических отношений между нашими странами. К этой череде юбилейных и праздничных дат мы подходим с серьезным багажом опыта и огромным объемом выполненной работы. Нам многое удалось сделать. Наши страны достигли, не побоюсь этого слова, образцового уровня сотрудничества в военно-политической, экономической, культурной, гуманитарной и других областях. Сформированы по-настоящему крепкие, дружеские, братские связи между двумя близкими по духу народами и странами, которые поддерживаются главами наших государств. Мы успешно координируем усилия на международных площадках, выполняем задачи по обеспечению стабильности и безопасности на евразийском пространстве.
Не вижу каких-либо серьезных упущений во взаимоотношениях наших стран. Есть перспективы, возможности и огромный потенциал. К слову, 28 союзных программ — это и есть юридически оформленное, формализованное видение того, к чему мы стремимся — к улучшению качества жизни граждан России и Беларуси. К вполне практическим, ощутимым результатам, которые видны уже сегодня.
— Как вы оцениваете нынешний уровень российско-белорусской внешнеполитической координации?
— В силу особой природы союзнических отношений России и Беларуси наши страны на протяжении всего постсоветского периода своей истории поддерживали максимально высокий уровень взаимодействия в области внешней политики. По большинству важнейших вопросов глобальной и региональной политики мы всегда придерживаемся единых либо максимально близких подходов. В целях их практической реализации каждые два года принимается программа согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства. Отдельно отмечу плотные и неизменно конструктивные контакты МИД двух стран и лично глав внешнеполитических ведомств России и Беларуси.
Так было всегда, но сегодня российско-белорусский тандем приобретает особую значимость и ценность. Как принято говорить, настоящий друг познается в годину серьезных испытаний. Можно с уверенностью утверждать, что дружба наших стран в текущей непростой внешнеполитической обстановке проходит эту проверку с достоинством, заслуживающим восхищения. Пользуясь случаем, хотел бы выразить нашим белорусским союзникам признательность за поддержку на многочисленных международных площадках, где наши страны неизменно оказывают друг другу взаимную помощь. В порядке примера отмечу голосование Беларуси против антироссийских инициатив в ГА ООН, а также позицию России в ходе 49-й сессии Совета ООН по правам человека, когда мы выступили однозначно против обвинений в адрес Минска.
Буквально на днях в Москве на уровне заммининдел состоялись российско-белорусские консультации, в ходе которых выработана тактика совместных шагов по противодействию недружественным инициативам в отношении России и Беларуси в рамках международных организаций, а также политизации западниками специализированных международных структур для продавливания антироссийских и антибелорусских решений.
Подчеркиваю: мы не намерены сидеть сложа руки, а будем плечом к плечу с белорусами противостоять идущим вразрез с международным правом поползновениям наших недоброжелателей.
— Президент А.Г. Лукашенко неоднократно говорил и недавно вновь подтвердил, что Россия и Беларусь — это “практически одно целое в производстве, экономике, в продажах”. Учитывая такую высокую оценку существующих торгово-экономических отношений, какие направления их развития, какие стратегические ориентиры для наших стран вы можете назвать в этой сфере?
— В условиях беспрецедентных антироссийских и антибелорусских санкций одним из главных приоритетов является усиление многопланового взаимодействия между нашими странами в сфере экономики, в первую очередь в рамках Союзного государства.
Данная тема, в частности, обсуждалась в ходе встречи председателя правительства Российской Федерации М.В. Мишустина и премьер-министра Республики Беларусь Р.А. Головченко 14 марта этого года в Москве. Очевидно, что увеличение темпов и объемов интеграции является одним из наиболее эффективных ответов на текущие вызовы.
Сегодня перед нашими странами стоит задача совместными усилиями обеспечить дальнейший рост товарооборота. В 2021 году этот показатель увеличился на 35%, до $40,1 млрд. При этом российский экспорт в Беларусь вырос на 43%, до $23,7 млрд, а импорт — на 24,6%, до $16,4 млрд. В январе этого года положительная динамика сохранилась, отечественный экспорт увеличился на 5,3%, до $990 млн, а импорт — на 23,4%, до $1,2 млрд.
Россия продолжает курс на оказание экономического содействия нашему стратегическому партнеру и ближайшему союзнику. Так, по данным белорусского Минфина, в 2022 году Минск должен был выплатить по внешнему госдолгу $1,8 млрд, из них России — $1,2 млрд, то есть 67% всех выплат. Однако правительством Российской Федерации принято решение по реструктуризации и рассрочке на пять-шесть лет выплат по предоставленным Белоруссии государственным кредитам.
Достигнута договоренность о том, что при необходимости будут обеспечены взаимные поставки продовольственных и иных товаров критического значения. Идут переговоры по вопросу ценообразования и расчетов за энергоносители.
Сегодня открываются перспективы для дальнейшего наращивания кооперационных связей, налаживания новых производственных цепочек, в том числе в целях импортозамещения, запуска совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов в различных областях
— В конце прошлого года Россия и Беларусь договорились о реализации в рамках Союзного государства 28 программ. Могут ли сказаться на ходе их выполнения западные санкции? Необходима ли в нынешних условиях их корректировка по срокам или по содержанию?
— Президенты, утвердив 4 ноября прошлого года 28 союзных программ, придали колоссальный импульс сближению наших экономик. В этих программах содержатся планы действий по всем направлениям сотрудничества. Вновь подчеркну: экономическое и финансовое давление, которое враждебно настроенные страны Запада пытаются оказать на Россию и Беларусь, лишь мобилизуют наши ресурсы и служат дополнительным стимулом к продолжению планомерной эффективной работы. Контроль за ходом и результатами выполнения поставленных задач ведется на ежедневной основе.
Одно из важнейших и в то же время сложных направлений — гармонизация налогового и таможенного законодательства. Реализацию этой долгосрочной задачи курируют профильные ведомства Российской Федерации и Республики Беларусь, которые уже приступили к разработке унифицированной системы администрирования косвенных налогов. Кроме того, в соответствии с подписанным в начале этого года Договором о гармонизации таможенного законодательства двух стран предусмотрено функционирование Межгосударственного таможенного центра Союзного государства.
Продолжается планомерная работа по формированию и модернизации общего рынка электроэнергии Союзного государства. Данный вопрос представляет особую важность для республики в контексте попыток соседних государств Евросоюза заблокировать экспорт энергии на Запад, лишить Белоруссию рынков сбыта.
Крупнейшим интеграционным проектом в сфере энергетики является строительство в Гродненской области БелАЭС. Официальный запуск первого блока БелАЭС состоялся в ноябре 2020 года. Ввод в эксплуатацию второго блока запланирован на текущий год. На БелАЭС работают как российские, так и белорусские специалисты, что является еще одним примером нашего успешного сотрудничества. Совместными усилиями в Беларуси практически с нуля создается атомная отрасль.
— На фоне событий на Украине Россия и Беларусь оказались под воздействием беспрецедентно жестких санкций со стороны коллективного Запада. В таких условиях очевидно, что мы должны задействовать в полной мере потенциал взаимодействия. Какие инструменты в отношениях наших стран должны быть использованы для смягчения санкционного давления?
— В западных столицах до сих пор не осознали, что санкции только способствуют нашему сближению, дальнейшему поступательному развитию российско-белорусской интеграции. Напомню, что Россия оказывает Белоруссии активную поддержку по линии импортозамещения и создания новых маршрутов транспортировки востребованных за рубежом белорусских товаров через территорию нашей страны.
Отдельное внимание в повестке российско-белорусского взаимодействия, безусловно, уделяется межрегиональному сотрудничеству. Тесные связи между субъектами Российской Федерации и белорусскими регионами — это фундамент нашего торгово-экономического и культурно-гуманитарного взаимодействия.
Только в этом году Республику Беларусь с рабочими визитами посетили главы Санкт-Петербурга, Республики Тыва, Краснодарского края, а буквально в эти дни — делегация Пензенской области. Уже в этом месяце к нашим белорусским друзьям приедут представители Воронежской области. Исключительная значимость регионального вектора нашего сотрудничества подтверждается и тем, что российских губернаторов традиционно принимает президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, а результатами таких рабочих поездок становятся реальные практические договоренности в различных сферах.
Главным событием на межрегиональном направлении является Форум регионов России и Беларуси. В этом году руководство верхних палат парламентов наших стран, сенаторы, губернаторский корпус, представители культуры, бизнеса, науки соберутся в таком формате уже в девятый раз. Мероприятие пройдет в очном формате 23–24 июня в Гродно.
Форум является эффективной площадкой для расширения экономических связей регионов наших стран, что особенно актуально в нынешних условиях. Как представляется, объективным индикатором успеха данного мероприятия может стать увеличение суммы заключенных контрактов — по итогам восьмого форума, который прошел в 2021 году в Московской области, она составила $800 млн. Это впечатляющий показатель, но и его вполне можно превзойти. Потенциал роста далеко не исчерпан.
— Беларусь прилагала большие дипломатические усилия в попытках мирного урегулирования конфликта на востоке Украины, в частности предоставляя площадку для переговоров. И сейчас Минск выражает готовность сделать все возможное, чтобы переговорный процесс был успешным. От каких факторов зависит скорейшее прекращение военной операции на Украине, какова может быть роль Беларусь в этом процессе?
— Прежде всего отмечу, что сроки завершения специальной военной операции России могут быть обусловлены исключительно достижением — в полном объеме — целей, поставленных президентом России В.В. Путиным в ходе его обращения 24 февраля этого года. Позиция нашей страны максимально четкая, и у нас есть все необходимые ресурсы для успешного выполнения задач на украинском направлении.
Что касается переговорной площадки, российская сторона высоко оценивает те усилия, которые были предприняты руководством союзной Беларуси, как в 2014 году для подписания Минских соглашений, так и сегодня — в поиске путей украинского урегулирования. Отдельно следует отметить личный вклад президента А.Г. Лукашенко, который в марте этого года обеспечил возобновление на белорусской земле прямого диалога представителей России и Украины. Как непосредственный участник этих событий могу также отметить высочайший уровень организации белорусскими партнерами первых трех раундов переговоров на территории республики, за что мы выражаем признательность.

Беседовала Ксения Дурыгина

Поделиться

От ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *