Посол РФ в Минске Борис Грызлов рассказал в интервью ТАСС о своевременных решениях двух стран на фоне новых санкций, образцовом уровне сотрудничества и дополнительных стимулах дальнейшего развития интеграции.
— Борис Вячеславович, 2 апреля в очередной раз отмечается День единения народов России и Беларуси. Некогда мы жили в одной большой стране, сейчас нас разделяет граница. Каковы, на ваш взгляд, основные достижения и, возможно, упущения во взаимоотношениях наших стран?
— Позволю себе возразить: российско-белорусская граница — одна из немногих границ в мире, которая никого не разделяет. Россияне и белорусы, путешествующие, например, из Москвы в Минск, даже не замечают, что пересекли ее. В последние годы главным препятствием на пути свободного передвижения граждан России и Беларуси был коронавирус и связанные с ним ограничения. Как вы знаете, с 18 марта этого года были отменены и они. Это очень своевременное решение, особенно в условиях санкций со стороны коллективного Запада, которые касаются в том числе и визовой политики, и самой логистики путешествий, отмены прямых авиарейсов и так далее.
С другой стороны, Россия и Беларусь всегда исходили из того, что свобода передвижения жизненно необходима для развития экономического сотрудничества и гуманитарных контактов между нашими братскими народами. Претворение в жизнь этого принципа — лишь одно из многих достижений нашего сотрудничества, в том числе в рамках Союзного государства.
2 апреля мы уже в 26-й раз отмечаем День единения народов России и Беларуси. В этом же году мы празднуем 25-летие со дня подписания Договора о создании Союза России и Беларуси, а также 30-летие дипломатических отношений между нашими странами. К этой череде юбилейных и праздничных дат мы подходим с серьезным багажом опыта и огромным объемом выполненной работы. Нам многое удалось сделать. Наши страны достигли, не побоюсь этого слова, образцового уровня сотрудничества в военно-политической, экономической, культурной, гуманитарной и других областях. Сформированы по-настоящему крепкие, дружеские, братские связи между двумя близкими по духу народами и странами, которые поддерживаются главами наших государств. Мы успешно координируем усилия на международных площадках, выполняем задачи по обеспечению стабильности и безопасности на евразийском пространстве.
Не вижу каких-либо серьезных упущений во взаимоотношениях наших стран. Есть перспективы, возможности и огромный потенциал. К слову, 28 союзных программ — это и есть юридически оформленное, формализованное видение того, к чему мы стремимся — к улучшению качества жизни граждан России и Беларуси. К вполне практическим, ощутимым результатам, которые видны уже сегодня.
— Как вы оцениваете нынешний уровень российско-белорусской внешнеполитической координации?
— В силу особой природы союзнических отношений России и Беларуси наши страны на протяжении всего постсоветского периода своей истории поддерживали максимально высокий уровень взаимодействия в области внешней политики. По большинству важнейших вопросов глобальной и региональной политики мы всегда придерживаемся единых либо максимально близких подходов. В целях их практической реализации каждые два года принимается программа согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства. Отдельно отмечу плотные и неизменно конструктивные контакты МИД двух стран и лично глав внешнеполитических ведомств России и Беларуси.
Так было всегда, но сегодня российско-белорусский тандем приобретает особую значимость и ценность. Как принято говорить, настоящий друг познается в годину серьезных испытаний. Можно с уверенностью утверждать, что дружба наших стран в текущей непростой внешнеполитической обстановке проходит эту проверку с достоинством, заслуживающим восхищения. Пользуясь случаем, хотел бы выразить нашим белорусским союзникам признательность за поддержку на многочисленных международных площадках, где наши страны неизменно оказывают друг другу взаимную помощь. В порядке примера отмечу голосование Беларуси против антироссийских инициатив в ГА ООН, а также позицию России в ходе 49-й сессии Совета ООН по правам человека, когда мы выступили однозначно против обвинений в адрес Минска.
Буквально на днях в Москве на уровне заммининдел состоялись российско-белорусские консультации, в ходе которых выработана тактика совместных шагов по противодействию недружественным инициативам в отношении России и Беларуси в рамках международных организаций, а также политизации западниками специализированных международных структур для продавливания антироссийских и антибелорусских решений.
Подчеркиваю: мы не намерены сидеть сложа руки, а будем плечом к плечу с белорусами противостоять идущим вразрез с международным правом поползновениям наших недоброжелателей.
— Президент А.Г. Лукашенко неоднократно говорил и недавно вновь подтвердил, что Россия и Беларусь — это “практически одно целое в производстве, экономике, в продажах”. Учитывая такую высокую оценку существующих торгово-экономических отношений, какие направления их развития, какие стратегические ориентиры для наших стран вы можете назвать в этой сфере?
— В условиях беспрецедентных антироссийских и антибелорусских санкций одним из главных приоритетов является усиление многопланового взаимодействия между нашими странами в сфере экономики, в первую очередь в рамках Союзного государства.
Данная тема, в частности, обсуждалась в ходе встречи председателя правительства Российской Федерации М.В. Мишустина и премьер-министра Республики Беларусь Р.А. Головченко 14 марта этого года в Москве. Очевидно, что увеличение темпов и объемов интеграции является одним из наиболее эффективных ответов на текущие вызовы.
Сегодня перед нашими странами стоит задача совместными усилиями обеспечить дальнейший рост товарооборота. В 2021 году этот показатель увеличился на 35%, до $40,1 млрд. При этом российский экспорт в Беларусь вырос на 43%, до $23,7 млрд, а импорт — на 24,6%, до $16,4 млрд. В январе этого года положительная динамика сохранилась, отечественный экспорт увеличился на 5,3%, до $990 млн, а импорт — на 23,4%, до $1,2 млрд.
Россия продолжает курс на оказание экономического содействия нашему стратегическому партнеру и ближайшему союзнику. Так, по данным белорусского Минфина, в 2022 году Минск должен был выплатить по внешнему госдолгу $1,8 млрд, из них России — $1,2 млрд, то есть 67% всех выплат. Однако правительством Российской Федерации принято решение по реструктуризации и рассрочке на пять-шесть лет выплат по предоставленным Белоруссии государственным кредитам.
Достигнута договоренность о том, что при необходимости будут обеспечены взаимные поставки продовольственных и иных товаров критического значения. Идут переговоры по вопросу ценообразования и расчетов за энергоносители.
Сегодня открываются перспективы для дальнейшего наращивания кооперационных связей, налаживания новых производственных цепочек, в том числе в целях импортозамещения, запуска совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов в различных областях
— В конце прошлого года Россия и Беларусь договорились о реализации в рамках Союзного государства 28 программ. Могут ли сказаться на ходе их выполнения западные санкции? Необходима ли в нынешних условиях их корректировка по срокам или по содержанию?
— Президенты, утвердив 4 ноября прошлого года 28 союзных программ, придали колоссальный импульс сближению наших экономик. В этих программах содержатся планы действий по всем направлениям сотрудничества. Вновь подчеркну: экономическое и финансовое давление, которое враждебно настроенные страны Запада пытаются оказать на Россию и Беларусь, лишь мобилизуют наши ресурсы и служат дополнительным стимулом к продолжению планомерной эффективной работы. Контроль за ходом и результатами выполнения поставленных задач ведется на ежедневной основе.
Одно из важнейших и в то же время сложных направлений — гармонизация налогового и таможенного законодательства. Реализацию этой долгосрочной задачи курируют профильные ведомства Российской Федерации и Республики Беларусь, которые уже приступили к разработке унифицированной системы администрирования косвенных налогов. Кроме того, в соответствии с подписанным в начале этого года Договором о гармонизации таможенного законодательства двух стран предусмотрено функционирование Межгосударственного таможенного центра Союзного государства.
Продолжается планомерная работа по формированию и модернизации общего рынка электроэнергии Союзного государства. Данный вопрос представляет особую важность для республики в контексте попыток соседних государств Евросоюза заблокировать экспорт энергии на Запад, лишить Белоруссию рынков сбыта.
Крупнейшим интеграционным проектом в сфере энергетики является строительство в Гродненской области БелАЭС. Официальный запуск первого блока БелАЭС состоялся в ноябре 2020 года. Ввод в эксплуатацию второго блока запланирован на текущий год. На БелАЭС работают как российские, так и белорусские специалисты, что является еще одним примером нашего успешного сотрудничества. Совместными усилиями в Беларуси практически с нуля создается атомная отрасль.
— На фоне событий на Украине Россия и Беларусь оказались под воздействием беспрецедентно жестких санкций со стороны коллективного Запада. В таких условиях очевидно, что мы должны задействовать в полной мере потенциал взаимодействия. Какие инструменты в отношениях наших стран должны быть использованы для смягчения санкционного давления?
— В западных столицах до сих пор не осознали, что санкции только способствуют нашему сближению, дальнейшему поступательному развитию российско-белорусской интеграции. Напомню, что Россия оказывает Белоруссии активную поддержку по линии импортозамещения и создания новых маршрутов транспортировки востребованных за рубежом белорусских товаров через территорию нашей страны.
Отдельное внимание в повестке российско-белорусского взаимодействия, безусловно, уделяется межрегиональному сотрудничеству. Тесные связи между субъектами Российской Федерации и белорусскими регионами — это фундамент нашего торгово-экономического и культурно-гуманитарного взаимодействия.
Только в этом году Республику Беларусь с рабочими визитами посетили главы Санкт-Петербурга, Республики Тыва, Краснодарского края, а буквально в эти дни — делегация Пензенской области. Уже в этом месяце к нашим белорусским друзьям приедут представители Воронежской области. Исключительная значимость регионального вектора нашего сотрудничества подтверждается и тем, что российских губернаторов традиционно принимает президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, а результатами таких рабочих поездок становятся реальные практические договоренности в различных сферах.
Главным событием на межрегиональном направлении является Форум регионов России и Беларуси. В этом году руководство верхних палат парламентов наших стран, сенаторы, губернаторский корпус, представители культуры, бизнеса, науки соберутся в таком формате уже в девятый раз. Мероприятие пройдет в очном формате 23–24 июня в Гродно.
Форум является эффективной площадкой для расширения экономических связей регионов наших стран, что особенно актуально в нынешних условиях. Как представляется, объективным индикатором успеха данного мероприятия может стать увеличение суммы заключенных контрактов — по итогам восьмого форума, который прошел в 2021 году в Московской области, она составила $800 млн. Это впечатляющий показатель, но и его вполне можно превзойти. Потенциал роста далеко не исчерпан.
— Беларусь прилагала большие дипломатические усилия в попытках мирного урегулирования конфликта на востоке Украины, в частности предоставляя площадку для переговоров. И сейчас Минск выражает готовность сделать все возможное, чтобы переговорный процесс был успешным. От каких факторов зависит скорейшее прекращение военной операции на Украине, какова может быть роль Беларусь в этом процессе?
— Прежде всего отмечу, что сроки завершения специальной военной операции России могут быть обусловлены исключительно достижением — в полном объеме — целей, поставленных президентом России В.В. Путиным в ходе его обращения 24 февраля этого года. Позиция нашей страны максимально четкая, и у нас есть все необходимые ресурсы для успешного выполнения задач на украинском направлении.
Что касается переговорной площадки, российская сторона высоко оценивает те усилия, которые были предприняты руководством союзной Беларуси, как в 2014 году для подписания Минских соглашений, так и сегодня — в поиске путей украинского урегулирования. Отдельно следует отметить личный вклад президента А.Г. Лукашенко, который в марте этого года обеспечил возобновление на белорусской земле прямого диалога представителей России и Украины. Как непосредственный участник этих событий могу также отметить высочайший уровень организации белорусскими партнерами первых трех раундов переговоров на территории республики, за что мы выражаем признательность.
Беседовала Ксения Дурыгина