Промышленность Беларуси объединяет более 200 предприятий. В производственной линейке – десятки тысяч наименований продукции: от микросхем и клапанов сердца до самых больших в мире самосвалов. У большинства заводов богатейшая история, они давно стали национальными брендами и широко известны далеко за пределами республики. Несмотря на непростые условия, промышленный сектор показывает устойчивый рост. Только за прошлый год объем производства увеличился на 15%, экспорта – на 35,5%. Предприятия Минпрома не собираются останавливаться на достигнутом – в отрасли большое внимание уделяется инновациям, внедрению высокоэффективных технологий, модернизации производств, повышению качества и конкурентоспособности продукции, завоеванию новых рынков сбыта. О реализуемых проектах, связи науки с производством, работе отрасли в условиях пандемии и экономических санкций, а также о приоритетных целях и задачах на текущий год и планах на перспективу в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал министр промышленности Петр Пархомчик.
– Предприятия Минпрома в прошлом году достигли значимых результатов в наращивании объемов производства и реализации продукции. Сальдо внешней торговли товарами положительное – $2,4 млрд. Петр Александрович, чем еще порадовал 2021 год? Удалось ли выполнить прогнозные показатели? Как вы в целом оцениваете эти результаты?
– Министерство промышленности обеспечило выполнение всех доведенных ключевых показателей эффективности деятельности. Объем промышленного производства организаций Минпрома за 2021 год составил Br19,5 млрд, темп роста в сопоставимых ценах – 115%. Рентабельность продаж в промышленности достигла 8,7%, чистая прибыль – Br485,7 млн. Темп роста экспорта товаров составил 135,5%.
Достигнуты значительные приросты в натуральном выражении как в производстве, так и в реализации по основным товарным группам. Темп роста выпуска тракторов составил 112,9%, карьерных самосвалов – 200,6%, комбайнов – 111,2%, трансформаторов – 107,2%, пассажирской техники – 103,3%, погрузчиков – 136,2%, телевизоров – 106,5%.
Такие результаты во многом обеспечены эффективной работой маркетинговых служб организаций, наличием контрактов на поставку готовой продукции, отработанной логистикой.
Что касается среднемесячной заработной платы по отрасли, то она достигла Br1426,5. Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по Минпрому за прошлый год к уровню 2020 года составил 120%.
– С учетом трудностей вряд ли всем предприятиям удается быстро продавать все, что они производят. Наверняка, что-то остается на складах. Как обстоят дела со снижением складских запасов?
– Запасы готовой продукции находятся на минимальном уровне. Они зависят от длительности производственного цикла, структуры и условий реализации товаров, а также связаны с необходимостью поддержания определенного количества и ассортимента готовой продукции для своевременного обеспечения потребностей покупателей.
В отдельных случаях образование остатков происходит в связи с изменением конъюнктуры рынков, снижением покупательской активности основных потребителей или отказами от товаров. Поэтому можно говорить об оптимизации запасов готовой продукции.
Пандемия и введенные большинством стран ограничения привели к одномоментному разрыву устоявшихся цепочек поставок. К сложной эпидемиологической обстановке добавились еще и санкционные меры, предпринятые Евросоюзом и США. Тем не менее Минпрому удалось в таких условиях обеспечить значительные темпы роста объемов производства и экспорта.
Запасы готовой продукции по итогам прошедшего года мы сократили до минимального уровня. На 1 января 2022 года их стоимость составила чуть более Br1 млрд, или 64,1% к среднемесячному объему производства. Снижение – на Br281,7 млн к началу года, или на 57,9 процентного пункта.
Самое большое сокращение запасов в 2021 году обеспечили холдинги, имеющие наибольший удельный вес в общем объеме запасов Минпрома. В частности, БЕЛАЗ – на Br224,6 млн, Минский тракторный завод – на Br80,2 млн, Минский моторный завод – на Br10,3 млн.
– Довольно большую долю продукции предприятия Минпрома экспортируют. Какие страны наиболее перспективные для поставок белорусской техники? На какие новые рынки планируете выходить?
– После двух лет падения по итогам прошлого года предприятиями Министерства промышленности обеспечен рост экспорта продукции на 35,5%, или на $1,4 млрд. Экспортные поставки не только превысили среднее значение прошлой пятилетки в целом, но и докризисный 2018 год.
Ежегодно более 60% производимой продукции организациями Минпрома продается за пределами страны. Основная доля идет нашему традиционному партнеру – России. Перспективными направлениями для поставок белорусской техники являются рынки Африки и Азии.
Большой популярностью у потребителей из Африки пользуется сельскохозяйственная техника. Так, за прошлый год в страны этого континента отгружено наших тракторов на сумму около $12 млн. В июне 2021 года заключен очередной договор на поставку в Зимбабве более 1 тыс. единиц техники на сумму $26,5 млн.
В настоящее время мы прорабатываем поставки крупной партии тракторов и навесного оборудования “Бобруйскагромаша”, опрыскивателей “Лидагропроммаша” и комбайнов “Гомсельмаша” в Нигерию. Нам интересен рынок Южного Судана, Замбии, Малави, Египта. Здесь востребованы белорусская коммунальная и лесная техника, а также техника специального назначения.
Перспективным направлением сотрудничества с африканскими странами является строительство зерносушильных комплексов. Оно сейчас активно прорабатывается предприятиями Минпрома совместно с дилерами и зарубежными партнерами.
Ведется работа по созданию сборочных производств сельскохозяйственной, автомобильной и дорожной техники.
Также большой интерес для нас представляют рынки Азии. Например, “БКМ Холдинг” намерен реализовать в Индии проект по созданию сети электрического транспорта на базе электробусов белорусского производства. Работа по продвижению наших электробусов активно ведется в странах Ближнего Востока, в частности в Израиле.
Нельзя не сказать и о белорусских самосвалах, которые известны и ценятся во всем мире. Например, в 2020 году БЕЛАЗ поставил в Индию крупную партию карьерных самосвалов (77 единиц) грузоподъемностью 136 т на сумму $83,4 млн, а также запасные части к ним. Все машины уже введены в эксплуатацию и успешно работают в индийском угольном карьере. В январе 2021 года предприятие подписало контракт на поставку в эту страну еще 96 самосвалов, но уже с большей грузоподъемностью – 220 т. Сумма контракта составила более $144 млн. Первые шесть машин отгружены покупателю на испытания в течение года в карьер Гевра.
Особое внимание уделяем емким рынкам Латинской Америки. Это тоже одно из перспективных экспортных направлений. К примеру, в 2021 году поставили сельскохозяйственные комбайны в Аргентину (на $900 тыс.) и Бразилию (на $325 тыс.), металлопродукцию – в Бразилию (на $8,1 млн), Эквадор (на $3,3 млн) и Мексику ($4,7 млн), карьерные самосвалы различной грузоподъемности – в Чили (на $32,2 млн), трактора – на Кубу (на более чем $6 млн) и в Никарагуа (на $810 тыс.).
В нынешнем году после долгого перерыва возобновлены производства на совместных белорусско-венесуэльских предприятиях.
В целом в Латиноамериканском регионе создается парк карьерной техники БЕЛАЗ грузоподъемностью 90-240 т. Реализованы крупные поставки тракторов и сельскохозяйственной техники “Гомсельмаша”. В связи с развитием электротранспорта некоторыми странами региона мы прорабатываем возможности поставок электробусов “БКМ Холдинг”.
– В Беларуси активно развивается новая отрасль машиностроения – электротранспорт. В частности, утверждена государственная программа по развитию данного направления до 2025 года. Каких успехов уже удалось достичь?
– Комплексная программа развития электротранспорта на 2021-2025 годы сформирована в соответствии с поручением главы государства и утверждена постановлением правительства от 9 апреля 2021 года №213.
По итогам реализации мероприятий программы в прошлом году Минский автозавод произвел 85 электробусов, “БКМ Холдинг” – 110. Транспортными организациями республики закуплено 173 электробуса (из них 155 – с динамической зарядкой) и 8 троллейбусов. На экспорт поставлено 22 электробуса (включая четыре машинокомплекта), 208 троллейбусов (включая 210 машинокомплектов) и 5 трамваев.
Всего, с учетом экспорта, произведено и поставлено 416 единиц городского электрического пассажирского транспорта.
Также успешные результаты получены в ходе выполнения новых разработок. БЕЛАЗ изготовил образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 т (на аккумуляторных батареях) и 220 т (дизель-троллейвозного типа). МАЗ и “БКМ Холдинг” завершили опытно-конструкторские работы и изготовили образцы грузовых электромобилей грузоподъемностью до 4 т и 10 т соответственно.
Для дальнейшей локализации производства электротранспорта “Могилевлифтмаш” произвел 64 тяговых электродвигателя, ОАО “Измеритель” и “БКМ Холдинг” – 288 инверторов (систем управления).
В прошлом году “БЕЛДЖИ” на базе Республиканского полигона для испытаний мобильных машин завершил сертификацию легкового электромобиля Geely Geometria C. Белорусские специалисты собрали первую партию из 50 электромобилей, которые адаптированы к климатическим условиям республики. Уже реализовано 35 электрокаров на сумму около Br3 млн.
ОАО “Витязь” организовало производство зарядных станций переменного и постоянного тока. Станции постоянного тока (быстрой зарядки) закупает “Белоруснефть” для развития зарядной инфраструктуры в стране, а станции переменного тока акционерное общество реализует владельцам электромобилей для установки в местах стоянки (гаражах).
Таким образом, задача развития электротранспорта в Беларуси решается комплексно и включает не только изготовление транспортных средств, но и создание производств узлов и комплектующих для электромобилей, условий для их эксплуатации.
– Давайте поговорим о флагманах Минпрома. Начнем с БЕЛАЗа. В последнее время предприятие демонстрировало много новинок: электросамосвал на тяговых аккумуляторных батареях, дизель-троллейвоз, беспилотные самосвалы. Что планируется дальше?
– БЕЛАЗ постоянно работает над повышением конкурентоспособности карьерной техники, соответствующей запросам мирового рынка. В частности, сегодня компания трудится над созданием экскаваторов массой 200 т с объемом ковша 12 куб.м. Уже проведены прочностные расчеты, заканчивается разработка конструкторской документации, согласовываются требования к покупным изделиям.
Еще одно направление – это расширение типоразмерного ряда карьерных самосвалов с современными двигателями от альтернативных производителей. Применение современных двигателей внутреннего сгорания позволяет улучшать эксплуатационные характеристики самосвалов, снижать затраты на топливо, а также повышать эффективность добычи. Такими ДВС оборудованы карьерные самосвалы грузоподъемностью 90 т, 136 т и 220 т. В планах компании продолжить работы по применению данных двигателей на наиболее востребованных моделях самосвалов и спецтехники.
Также в текущем году предприятие планирует изготовить опытные образцы самосвалов БЕЛАЗ-75588 с газотурбинным двигателем и БЕЛАЗ-7558Н с газовым двигателем грузоподъемностью 90 т.
Компания добилась значительных успехов в роботизации карьерной техники. Специалисты научно-технического центра управления главного конструктора БЕЛАЗа приступили к разработке концепта полностью автономного карьерного робота-челнока, который способен двигаться вперед – назад, избегая разворотов. Последнее, с учетом снижения расходов топлива и износа шин, даст машине серьезное экономическое преимущество в сравнении с классическими карьерными самосвалами.
Что касается реализации проекта “Интеллектуальный карьер”, то безлюдная технология добычи с использованием роботизированного комплекса уже введена в опытно-промышленную эксплуатацию. В настоящее время ведется подготовка второго этапа сравнительных испытаний людной и безлюдной технологии добычи.
В целом предприятие работает над тем, чтобы предложить клиентам качественное управление машинами и высокий уровень сервиса в их обслуживании. В частности, разработанная специалистами БЕЛАЗа система мониторинга IMS позволяет не только отслеживать и контролировать местоположение, техническое состояние парка самосвалов, но и оценивать эффективность его работы, обнаруживать нарушения эксплуатации техники из любой точки земного шара. Такое программное обеспечение уже внедрено в горнодобывающих компаниях Армении, Казахстана и Индии. В ближайшее время система IMS появится в Чили.
Минский автозавод тоже не отстает: не так давно выпустил первые электробусы, а сейчас работает над созданием электрогрузовиков.
В настоящее время одним из основных мировых трендов является декарбонизация или снижение выбросов углекислого газа в атмосферу. Некоторые государства уже задекларировали полный отказ от коммерческой техники с двигателями внутреннего сгорания, а ведущие мировые автопроизводители на протяжении последних трех лет активно развивают модельный ряд техники с электрическим приводом.
В Беларуси для развития данной отрасли определяющим является наличие системных документов, касающихся стимулирования создания зарядной инфраструктуры, и льгот, направленных на увеличение потребления электрических транспортных средств.
В этой связи подписаны указы №92 и №447, которые включают отмену НДС при импорте техники и автокомпонентов, развитие автомобильной зарядной инфраструктуры, введение инвестиционного вычета на создание зарядных станций, выделение участков земли под зарядные станции. Также разработана и утверждена постановлением Совета Министров №213 комплексная программа развития электротранспорта на 2021-2025 годы, в рамках которой запланировано последовательное наращивание объемов потребления электротранспорта, развитие соответствующей инфраструктуры и создание новых образцов техники.
Важным шагом стало создание инновационно-промышленного кластера “Электротранспорт”. Это структура, объединяющая белорусские организации и предприятия, консолидирует финансовые и интеллектуальные ресурсы для скорейшего создания конкурентоспособной техники с электрическим приводом и всестороннего развития компонентой базы.
Аналогичные меры поддержки выработаны и в России – ключевом экспортном рынке для Минского автозавода.
Учитывая вышесказанное и ключевые тенденции в машиностроении, МАЗ ведет активную работу по созданию грузового и пассажирского транспорта с электрическим приводом. В частности, предприятие представило ряд среднетоннажных грузовых моделей и электробус на базе третьего поколения пассажирской техники.
В феврале этого года на заводе презентовали электрический грузовик МАЗ-4381ЕЕ, разработанный совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН. Машина предназначена для перевозки грузов до 4,5 т на расстояние до 200 км без подзарядки (городские и пригородные маршруты). В образце достигнут практически 100%-ый уровень локализации разработки и производства, что обеспечивает импортонезависимость использованной в нем компонентой базы и интеллектуальной составляющей.
Кроме того, предприятие работает над созданием перронных автобусов и мусоровоза с электроприводом, электрической версии грузовой техники с классической кабиной МАЗ-6430.
Отмечу, что разработанная и проектируемая пассажирская техника МАЗ основана на наиболее перспективной концепции зарядки, которая предполагает зарядку транспорта в автопарках ночью. Это имеет значительные преимущества: отсутствует необходимость создания дорогостоящей зарядной инфраструктуры в городе, снижается нагрузка на городские электросети в пиковое время (дневное), потребители могут получать электроэнергию по более низким “ночным” тарифам. При этом у транспортных предприятий не будет зависимости от зарядной инфраструктуры на протяжении маршрута, а пассажирский транспорт может использоваться в любой точке города.
Учитывая текущую ситуацию, связанную с санкционным давлением и ограничением доступа к импортным поставщикам, предприятие планирует применять в производстве максимальное число компонентов российского и белорусского производства. Сейчас ведутся переговоры с производителями. Ключевая задача – локализация производства необходимых компонентов и создание компетенций на территории нашей страны.
– Активно развивается МТЗ. В конце февраля со сборочного конвейера завода сошел четырехмиллионный трактор. Каковы дальнейшие перспективы предприятия?
– Минский тракторный завод продолжает развивать свою брендовую линейку. На предприятии производится более 300 моделей и вариантов техники для всех климатических и эксплуатационных условий, в том числе универсально-пропашные тракторы мощностью от 30 до 350 л.с., техника для коммунального и лесного хозяйства, льдозаливочные и снегоуплотнительные машины.
В прошлом году холдинг освоил много новых моделей техники. В частности, трактора с передним мостом портального типа, которые адаптированы для работы в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке, с модернизированной трансмиссией и гидравлической системой.
Сейчас завод работает над беспилотным трактором BELARUS-А3523i с электромеханической бесступенчатой трансмиссией, который может выполнять задания, сформированные оператором по каналу удаленной связи.
Что касается экспортных показателей, в 2021 году “МТЗ-Холдинг” поставил продукцию за рубеж на сумму $684 млн. Темп роста составил 118,3%. В нынешнем году, учитывая сложившуюся экономическую и эпидемиологическую ситуацию, в планах предприятия нарастить поставки до $746 млн (темп роста прогнозируется на уровне 109%).
– Легковое автомобилестроение – новая для Беларуси отрасль. Первая машина сошла с конвейера в 2017 году. Сегодня на “БЕЛДЖИ” успешно проходят испытания новые модели, наращиваются объемы производства и продаж. Какого уровня локализации уже удалось достичь? Насколько это отечественная машина? Есть ли планы по расширению экспорта и развитию дилерской сети?
– В прошлом году “БЕЛДЖИ” полностью завершил обновление модельного ряда, с конвейера сошел 100-тысячный автомобиль. В рамках программы развития электротранспорта предприятие поставило на рынок первую партию электромобилей в количестве 50 единиц. В текущем году планируется поставка порядка 1 тыс. электромобилей модели Geometry С.
Всего на 2022 год запланировано выпустить 37 тыс. автомобилей. В первом квартале на объемы производства повлияли мировой дефицит комплектующих и ухудшение логистических цепочек.
Традиционными партнерами завода по поставкам комплектующих остаются Борисовский завод двигателей “Джили”, ОАО “Белшина”, Первая аккумуляторная компания, а также белорусские поставщики материалов, необходимых для производства. Стратегия предприятия заключается в применении комплектующих, производимых на территории Союзного государства, как это предусмотрено совместными белорусско-российскими программами сотрудничества, с максимальным выполнением технологических операций.
Что касается расширения географии поставок, то к продукции “БЕЛДЖИ” есть интерес Казахстана, Молдовы, Сербии.
– Многие предприятия Минпрома уже модернизированы. Но есть и те, которые до сих пор требуют обновления и технического перевооружения. На каких из них стоит провести модернизацию в первую очередь, о каких проектах идет речь?
– В данном контексте вопрос поставлен не совсем корректно. Модернизацию производств предприятия Минпрома осуществляют практически на постоянной основе. Мероприятия по техническому перевооружению и внедрению новых технологий ежегодно разрабатываются и утверждаются в рамках бизнес-планов развития холдингов и организаций на очередной финансовый год.
Вопросы обновления производств находятся на особом контроле у нашего министерства. На начало текущего года процент износа активной части основных фондов в целом по системе Минпрома составил менее 55%, а всех основных фондов, включая здания и сооружения, – менее 49%.
Подчеркну, что процесс модернизации является непрерывным. Он решается путем выполнения планов технического перевооружения действующих производств, а также за счет реализации конкретных инвестиционных и инновационных проектов. Модернизация на наиболее крупных и значимых предприятиях системы уже проведена. Организации, находящиеся в небольших населенных пунктах, все еще требуют инвестиционного обновления.
В настоящее время в аппарате Минпрома сформированы перечни проектов предприятий, в которых в первоочередном порядке будет осуществляться модернизация. Приведу несколько примеров. На заводе Приборов автоматического контроля в Орше БЕЛАЗ развернул работу по организации кольцераскатного производства с реконструкцией блока производственных цехов. Сам ПАК реализует инвестиционный проект по выпуску оборудования для очистки воды.
В ОАО “Оршаагропроммаш” реализуют проект по изготовлению режущего бруса и редукторов для сельскохозяйственной техники.
На заводе “Кузлитмаш” в Пинске в планах сразу два проекта – освоение производства кривошипных горячештамповочных прессов усилием до 25 МН (Мега Ньютонов), а также новой линейки механических прессов точной штамповки усилием до 2,5 т.
Завод “Зенит”, входящий в состав холдинга “БелОМО”, планирует организовать выпуск инновационных изделий прицельной техники и автокомпонентов не только для нужд Беларуси, но и зарубежья.
Отдельные мероприятия выполняются в рамках заданий государственных научно-технических программ, когда по результатам разработки новой продукции проводится подготовка производства с одновременным обновлением технической и технологической базы для внедрения инноваций. Наиболее крупные проекты по модернизации и созданию новых производств включены в госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2021-2025 годы.
Общим направлением, которое в настоящее время активно развивается в системе Минпрома, является цифровизация производства. Очевидно, что внедрение цифровых технологий влечет обновление станочного парка, формирование и реализацию оптимизированных бизнес-процессов.
– Как промышленность взаимодействует с научным сообществом?
– Практически все инновации в белорусском машиностроении создаются на основе последних достижений науки, а также благодаря сотрудничеству предприятий с учеными. В Минпроме создана и на постоянной основе действует система, обеспечивающая тесное взаимодействие подведомственных организаций с институтами Национальной академии наук и университетами страны.
В рамках данной системы можно выделить несколько основных направлений. В частности, это совместное выполнение заданий и мероприятий государственных научно-технических и иных программ, внедрение разработок ученых на предприятиях в рамках хозяйственных договоров, заданий программ и инновационных проектов.
Также сюда можно отнести проведение семинаров, круглых столов и конференций. Например, в ноябре прошлого года в онлайн-формате прошла международная научно-практическая конференция “Инновационные технологии в агропромышленном комплексе – сегодня и завтра” на базе Научно-технического центра комбайностроения ОАО “Гомсельмаш”. Активное участие в мероприятии приняли белорусские ученые. Также Физико-технический институт НАН при участии Минпрома организовал четыре семинара по внедрению современных технологий ионно-плазменной термообработки, индукционного нагрева, электронно-лучевой сварки, разработанных институтом.
Еще один аспект взаимодействия – решение белорусскими учеными актуальных задач технического и технологического характера, ежегодно формулируемых в рамках “Задачника от промышленности”. Данное направление развивается с 2007 года.
Платформами для сотрудничества представителей отраслевой и академической науки являются отраслевые лаборатории, созданные в 14 научных организациях Минпрома, в том числе в ведущих холдингах – БЕЛАЗ, МТЗ, “БЕЛАВТОМАЗ”, “Интеграл”. Тематика исследований охватывает практически весь спектр продукции белорусского машиностроения.
Ученые Национальной академии наук принимают непосредственное участие в работе коллегиальных органов управления Минпрома. Ведущие ученые включены в состав технико-экономического совета и экспертный совет министерства. Работа советов позволяет представителям академической науки получить оперативную информацию о состоянии дел и результатах инновационной деятельности предприятий.
Для координации и проведения совместных исследований и опытно-конструкторских работ созданы научно-технические центры ОАО “БМЗ” – НАН и ОАО “БЕЛАЗ” – НАН, совместная лаборатория по надежности и долговечности карьерных самосвалов, кластер “Микро-, опто- и СВЧ-электроника”, инновационно-промышленный кластер “Электротранспорт” и др.
Подчеркну, что сотрудничество Минпрома с научным сообществом стабильно развивается и обеспечивает эффективное внедрение последних достижений науки в реальное производство.
– Инновации – ключ к развитию любой сферы. Какие инновационные проекты реализуются в сфере промышленности?
– Глава государства в очередной раз акцентировал внимание на инвестициях, которые являются единственным безопасным источников экономического роста. Перед нами стоит задача в кратчайшие сроки запустить новый инвестиционный цикл.
В Беларуси создана соответствующая нормативная база. Указом №348 утверждена государственная программа инновационного развития на текущую пятилетку. В развитие документа правительство определило перечень проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для страны.
В этот перечень вошли 17 проектов, курируемых Министерством промышленности. Среди них создание на борисовском заводе “Автогидроусилитель” современного гибкого автоматизированного производства узлов рулевого управления для комплектации автотехники, на Оршанском инструментальном заводе – современного металлорежущего и вспомогательного инструмента, на Борисовском заводе автотракторного электрооборудования – нового поколения автокомпонентов, соответствующих требованиям экологических стандартов Евро-5, Евро-6 и выше для перспективных моделей легковой, коммерческой, грузовой, сельскохозяйственной и специальной техники.
Большую роль в реализации инновационных проектов в системе Минпрома играют отраслевые лаборатории. Например, исследовательским центром – отраслевой лабораторией технологий металлургического и сталепроволочного производств ОАО “БМЗ” в 2021 году выполнены работы по разработке технологий выплавки, разливки, прокатки и волочения новых для завода марок на сумму более Br2,7 млн.
Объем работ, выполненных специалистами отраслевой лаборатории машин и оборудования для горнодобывающей промышленности ОАО “БЕЛАЗ”, в прошедшем году приблизился к Br1,5 млн.
Благодаря деятельности отраслевых лабораторий предприятия активно внедряют новые технологии и осваивают инновационную продукцию в производстве. В частности, это позволило Минпрому в 2021 году обеспечить удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме на уровне 39,3%.
– В последнее время отрасль работает в условиях пандемии и неопределенности на внешних рынках. Добавились экономические санкции. Какие меры предпринимаете для преодоления негативных последствий?
– В 2021 году наша отрасль столкнулась с определенными вызовами и угрозами. Коронавирусная пандемия и введение большинством государств ограничительных мер привели к одномоментному разрыву устоявшихся цепочек поставок продукции.
К сложной эпидемиологической обстановке добавились еще и новые неблагоприятные факторы: введение странами Евросоюза и США санкций как в отношении отдельных персон, так и организаций. Они предусматривают разнообразные ограничительные меры, в том числе замораживание финансовых средств и экономических ресурсов, запрет на их предоставление и ограничение.
Благодаря своевременному принятию мер по нивелированию санкционного давления эффект от негативных последствий введения санкций значительно удалось снизить. И, как я уже упоминал ранее, по итогам прошлого года обеспечен рост экспорта более чем на 35,5%.
Таким образом, несмотря на ужесточение санкционных ограничений, организации Министерства промышленности продолжают работу по продвижению продукции на внешних рынках, выполняя все доведенные показатели.
– Какие цели у Минпрома на этот год? Пришлось ли их скорректировать с учетом обстоятельств на мировом экономическом рынке?
– Во-первых, в прошлом году на VI Всебелорусском народном собрании одобрена и главой государства утверждена программа социально-экономического развития Беларуси на 2021-2025 годы, где определены основные приоритетные направления развития страны, ключевые меры по их реализации, а также отражены ожидаемые результаты и целевые индикаторы развития отраслей, сфер экономики и регионов. Базовое условие – устойчивый качественный рост экономики. Во-вторых, правительством доведены задания по экспорту товаров. Рентабельность продаж в промышленности должна составить не менее 7,4%.
Кроме того, 28 января нынешнего года в Послании белорусскому народу и Национальному собранию глава государства особо отметил необходимость активизации работы в области импортозамещения. Для достижения параметров социально-экономического развития страны перед Минпромом поставлена задача обеспечить в нынешнем году выпуск импортозамещающей продукции на сумму не менее $4,5 млрд.
В истекшем году наши предприятия выпустили такую продукцию на сумму более $3,86 млрд. В этом году прирост к 2021 году должен составить более 18%. Решение данной задачи требует существенного наращивания объемов экспорта – до 70% от объема выпуска товаров ($3,19 млрд).
Организации Минпрома должны освоить в производстве почти 400 наименований новой продукции. Импортоемкость необходимо снизить до уровня 33,9%, что на 1,6 процентного пункта меньше, чем в 2021 году.
Руководители холдингов и организаций системы обязаны взять на личный контроль реализацию 282 мероприятий, включенных в план Минпрома (это обеспечит дополнительную экономию валютной выручки не менее $80 млн), программ по импортозамещению, а также заданий по выпуску импортозамещающей продукции.
Организациям отрасли доведены ключевые показатели, утверждены бизнес-планы развития на 2022 год. Нет сомнений, что все поставленные задачи будут выполнены. В частности, вселяет такую уверенность выполнение прогнозируемых показателей в первом квартале текущего года.
В целом нам необходимо сохранить и закрепиться на достигнутых позициях по ключевым и традиционным рынкам сбыта, а также продолжить активную диверсификацию поставок продукции в страны дальней дуги – в Африку, Азию, Латинскую Америку.
БЕЛТА.