Президент Беларуси Александр Лукашенко продолжил серию интервью зарубежным СМИ. Глава государства 17 марта дал интервью японскому телеканалу TBS.
В качестве интервьюера выступил Шигенори Канехира – журналист, который работает на телеканале TBS с 1977 года и в настоящее время является ведущим программы Hodo Tokushu (“Специальный репортаж”).
Беседа Главы государства с японским журналистом продолжалась около полутора часов. Значительная часть интервью была посвящена ситуации в регионе, в частности событиям в Украине, вопросам обеспечения безопасности, возможностям мирного урегулирования конфликта и роли Беларуси в этих процессах. Отдельно затрагивалась тема атомной энергетики, которая имеет особую актуальность для Японии, пережившей аварию на АЭС Фукусима-1. Речь также шла о двусторонних отношениях Беларуси с этой страной. Кроме того, вопросы Президенту касались его мнения о распаде Советского Союза, личных и профессиональных взаимоотношений Александра Лукашенко с лидерами России и Украины.
В интервью Александр Лукашенко высказался о ситуации в Украине, путях урегулирования конфликта и позиции Беларуси по данному вопросу.
“В данной ситуации ни один белорусский солдат в Украине не воюет. Несмотря на их враждебную позицию, которую они заняли в отношении Беларуси, подталкиваемые Западом (мы перевернули эту страницу), я позвонил Зеленскому и предложил немедленно вступить в переговоры с Россией. Буквально на третий или четвертый день этой войны, – сказал Глава государства. – И он принял это предложение. Мы организовали здесь, в Беларуси, три раунда переговоров. И сейчас эти переговоры в режиме видеоконференции продолжаются. Они идут”.
“То есть мы не нападаем на Украину, мы не бомбим Украину. Мы – сторонники переговоров. Мы хотим, чтобы эти переговоры закончились вот в этом зале (интервью проходило в Зеленом зале Дворца Независимости, где в 2015 году проходили переговоры в нормандском формате и вырабатывались Минские соглашения по урегулированию конфликта в Украине. – Прим.). Символично, что в этом зале. Договоры в Минске были подписаны тогда по Украине”, – подчеркнул белорусский лидер.
“Поэтому мы сторонники переговоров. Мы хотим, чтобы там был мир. Если там не будет мира, то не будет мира и в Беларуси с течением времени. Вот наша позиция”, – добавил Александр Лукашенко.
Отвечая на вопрос о возможности участия Беларуси в действиях в отношении Украины, Глава государства сказал: “Если только Украина будет продолжать эскалацию в отношении Беларуси, то мы ответим. Что я имею в виду: они в момент конфликта 23-24 числа (февраля. – Прим.) планировали нанесение удара по территории Беларуси. Я об этом говорил. С четырех точек. Мы это предотвратили. Они нарушают нашу государственную границу – летательными аппаратами, вертолет и так далее”.
“Более того, в последнюю неделю они осуществили пуск двух ракет. Как минимум двух ракет “Точка-У” по территории Беларуси. К счастью, нам удалось их сбить. Поэтому если они будут провоцировать нас постоянно, мы вынуждены будем отвечать”, – сказал Глава государства.
“Но я практически убежден, что нам не придется воевать с Украиной. Западу не удастся втянуть нас в этот конфликт. У нас достаточно ума для того, чтобы не втянуться в этот конфликт, как нас сегодня американцы вместе со своими партнерами толкают к этому конфликту”, – подчеркнул Президент.
“Я убежден, что в ближайшее время этот конфликт – операция России – закончится миром”, – заявил Глава государства.
“Скажу Вам впервые главное: Россия предлагает Украине (Путин – Зеленскому), я это абсолютно точно знаю, абсолютно приемлемый вариант договора. И сегодня еще возможно, чтобы Украина с Россией договорились и Зеленский подписал с Путиным этот договор. Если Зеленский на это не пойдет, то, поверьте, ему придется с течением небольшого времени подписать акт о капитуляции. Россия в этой войне не проиграет. В этом вы 100% убеждены тоже. Чем заканчивается война в случае победы одной из сторон, Япония это знает лучше, чем я”, – резюмировал белорусский лидер.
Александр Лукашенко назвал условие прекращения огня в Украине. “Как только будет парафирован договор, который вырабатывается на основе переговоров, которые идут в Беларуси. Как только министры иностранных дел парафируют этот договор, возможно прекращение огня. Но я абсолютно убежден, что Россия не пойдет на прекращение или на приостановку операции, пока не будет парафирован договор”, – заявил Глава государства.
По его словам, Россия исходит в том числе из недалекого прошлого: “В 2014 году огонь прекратили на основании Минских соглашений, вооруженные силы развели, и чем это закончилось… Это закончилось нынешней войной. Поэтому у России есть все основания не доверять нынешнему руководству Украины”.
“Плюс к тому, что Россия поставила перед собой определенные цели в этой операции. И она обязательно их добьется”, – уверен белорусский лидер.
Он уверен, что Украине надо воспользоваться моментом и пойти на договоренности с Россией: “Возможно, единственный момент, который может не повториться, чтобы Украине достойно выйти из создавшегося положения. Момент. Если этот момент будет утрачен, он, скорее всего, больше не вернется. Такая ситуация больше не будет”.
“Поэтому Украине надо цепляться за этот момент. И это будет выгодно и для Украины, и для России, и для Беларуси. Главное – мы сохраним тысячи-тысячи жизней, если мы пойдем сейчас на подписание договора”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент также перечислил основные силы, которые способны остановить военные действия в Украине. Журналист в частности поинтересовался, могут ли это быть ООН или посредники, включая Китай. “Всех, кого Вы назвали, они так или иначе влияют на ситуацию вокруг Украины. Но не более того. Никакая Организация Объединенных Наций ни одной войны не остановила. Не остановит и эту. Точно так и другие государства, – заметил Глава государства. – Войну могут остановить Россия, Украина, договорившись, подписав договор. Или же американцы, которые дадут команду руководству Украины прекратить войну. Если американцы на это пойдут, то Евросоюз и прочие, они быстренько выстроятся в хвост США и будут поддерживать их решение. Поэтому две силы. Россия и Украина. Или Америка”.