Мы много знаем о диковинных растениях, животных. Они интересны своей необычностью, изысканностью, завораживают. Вместе с тем не каждый из нас знает о мире белорусской флоры и фауны, который богат не меньше иноземного, а где-то и еще интереснее. Мы начинаем серию мини-публикаций о представителях природы Беларуси, где вы узнаете массу интересных фактов и откроете для себя много нового. Поможет нам в этом наш нештатный корреспондент, писатель, публицист, биолог Анатолий БЕРНАЦКИЙ.
МОХОВЫЕ МЯЧИ ЛЕУКОБРИЯ СИЗОГО
В хвойных лесах и на пустошах, а также на окраинах болот, на стволах старых деревьев или на полуразрушенных пнях иногда можно встретить леукобрия сизого. Этот мох ничем, вроде, не выделяется: у него плотные, сверху светло-зеленые дерновинки-подушечки, высотой в четверть метра, которые состоят из ветвистых стебельков с коротенькими яйцевидными листочками длиной до одного сантиметра. Нередко их острые кончики направлены в одну сторону, словно подчиняясь некой незримой силе. Споры этого мха до осени прячутся в буроватой и блестящей, словно отполированной, коробочке, крышечка которой сверху, будто рыцарский шлем султаном, украшена длинным выростом.
Но есть у этого мха одна оригинальная особенность: иногда он образует шары, диаметром с кулак взрослого человека, состоящие из сотен сплетенных друг с другом стебельков. Ясно, что это – итог многомесячного, а может и многолетнего роста. Причем эти странные творения природы абсолютно не связаны с почвой или с другими твердыми предметами. Они свободны в своих передвижениях, как маленькие перекати-поле. Питание же шару поставляет дождевая вода, в которой находятся необходимые ему минеральные вещества.
Как же появляются эти зеленые клубки? Оказывается, активное участие в их создании принимают и люди, и птицы, и звери, то есть те, кто переворачивает маленькие моховые подушки. Именно на них появляются дополнительные почки, из которых затем вырастают новые побеги, постепенно придавая подушке округлую форму.
ПЛАУН, СПРЯТАВШИЙСЯ ПОД ЗЕМЛЮ
В хвойных лесах иногда можно зацепиться ногой за стебель растения, которое напоминает протянутую по земле зеленую бечеву. От нее приподнимаются вверх веточки, густо усыпанные мелкими листочками, похожими на хвоинки. В июле-августе на кончиках ветвей развиваются три-пять колосков со спорангиями, в которых находятся желтые споры. Называется это растение плаун или ликоподий.
Для широкой публики плаун известен, прежде всего, своими спорами. Например, в медицине их использовали в качестве присыпки для грудных детей. Но, кроме этой, чисто практической особенности, плаун обладает и рядом удивительных биологических свойств.
Взять хотя бы его споры. Они, оказывается, имеют два типа прорастания: подземное и наземное. В первом случае споры погружаются в длительный покой, во время которого они покрываются слоем из минеральных частиц и растительного детрита. И при этом не сидят на месте, а все глубже внедряются в почву.
Пролежав в слое гумуса пять-восемь лет, споры тут же, под землей, и прорастают. И что удивительно, как только из проросшей споры образуется гаметофит, почти сразу же в некоторые его клетки проникают тонкие гифы почвенных грибов. Если же по какой-либо причине этого не случится, гаметофит перестанет расти.
Итак, подземный гаметофит тронулся в рост. И процесс этот продолжается очень долго: от шести до пятнадцати лет. И все это время крохотное тельце плауна получает «еду» от гриба. Когда же до поверхности почвы остается несколько сантиметров, гаметофит созревает, и на нем появляются половые органы: мужские – антеридии и женские – архегонии.
Здесь же, в слое гумуса происходит и оплодотворение, и быстрое, без периода покоя, прорастание зиготы, из которой, наконец, появляется зародыш, состоящий из четырех клеток. Со временем две из них разовьются в зародышевый стебель, а две – в зародышевый лист. А немного позже на стебле появятся листья, а у основания зародышевого листа – придаточный корень.
Пройдет еще несколько лет, прежде чем первый побег проростка выберется на поверхность земли. И все это время он будет связан ножкой, словно пуповиной, с гаметофитом, который обеспечивает его питательными веществами.
И только пробившись к свету, побег зазеленеет и начнет питаться самостоятельно. Таким образом, с того момента, как спора упадет на землю, и до появления из почвы проростка, проходит ни много ни мало, а пятнадцать, а то и двадцать лет…
Но, оказывается, и взрослые плауны тоже имеют одну особенность, которую они, можно сказать, позаимствовали у грибов. В данном случае имеется в виду их тактика захвата территорий, которая, в конце концов, приводит к образованию «ведьминых кругов». Происходит это следующим образом. Побеги молодых плаунов, ветвясь и удлиняясь, образуют небольшую округлую куртинку. В дальнейшем активное разрастание наружных побегов и отмирание внутренних и приводят к появлению «ведьминых колец». Их возраст, как показали расчеты, может достигать трехсот лет.
Впрочем, стать долгожителем для плауна нетрудно. Хотя бы потому, что врагов у него почти нет. Дело в том, что некоторые его виды синтезируют токсин, который по своему воздействию на организм похож на знаменитый яд кураре. Поэтому травоядные животные обходят это растение стороной. Беспозвоночные же, хоть и питаются им, но тоже редко.
ХВОЩ ПОЛЕВОЙ
Ранней весной среди зелени трав-первоцветов появляются сочные беловатые, похожие на початки кукурузы, столбики. По всей их длине находятся утолщения, окруженные длинными жесткими зубчиками. Это – весенняя фаза хвоща полевого. Хотя, несмотря на название, встретить его можно и в лесах, и в лугах, и вдоль канав, и рядом с водоемами. То есть, по сути, в самых разных местах.
Поскольку весенние побеги хвоща практически бесцветны, то это значит, что в них отсутствует хлорофилл, и растут они за счет тех питательных веществ, которые хранятся в корневище и клубеньках, спрятанных в почве.
Размножается же хвощ полевой не семенами, а спорами: как и папоротники, и мхи, и плауны. А его споры находятся в коричневых наконечниках, в народе называемых опестышами. Кстати, «семена» хвоща имеют специальное приспособление для полетов: они снабжены четырьмя узкими и длинными лентовидными придатками, прикрепленными своими концами к центру. Когда стоит сухая погода, эти ленты расходятся в стороны, и спора, подхваченная воздушными потоками, уносится куда-нибудь подальше от материнского растения. Если же воздух насыщен влагой, ленты складываются и обвиваются вокруг споры.
Когда же эти живые пылинки созреют и разлетятся по миру, весенние побеги отмирают, и их сменяют уже не столбики, а зеленые «елочки», которые, словно миниатюрный еловый лес, иногда занимают огромные площади на лугах или в лесу. Они растут все лето, накапливая в корневищах питательные вещества, которыми в следующем году воспользуются спороносные столбики.
БОБРИК
Глаз у народа зоркий, а язык – меткий. Так назовет, что одним словом все скажет, точно вылепит. Взять хотя бы это весеннее растение. Издревле простой люд его ласково бобриком величает. И есть за что: шубка у растения и впрямь как у бобра – мягкая, теплая. В ней цветок от заморозков весенних прячется. И другое имя у этого растения тоже не менее выразительное: сон-трава – так его называют за поникшие, будто вздремнувшие колокольчатые цветы.
Весной в пустом просохшем сосняке лазоревые цветы сон-травы настоящее чудо. Они, будто волшебные островки, манят к себе и насекомых, и птиц, и человека. Мошки и жучки летят к бобрику за пыльцой, птицы – за первой весенней зеленью, а человек – чтобы хоть на миг приобщиться к спокойной и величавой красоте природы.
Но, оказывается, не только тянутся к прострелу насекомые и птицы, но и деревья, например, сосны. Парадокс: травка маленькая, а дружбу с ней заводят такие лесные великаны. А дело в том, что под миниатюрными кустиками бобрика на первых порах прячутся молодые сосенки: здесь они спасаются от палящего летнего зноя. Особенно это хорошо заметно по опушкам, где не так-то легко найти затененный клочок земли. Когда же сосенка окрепнет, наберет силы, она уже перестает нуждаться в защите травы прострела.
ГОРИЦВЕТ ВЕСЕННИЙ
В весеннем разнотравье степей, по лесным опушкам, окраинам березняков и дубрав в апреле зажигает свои желтые огоньки адонис весенний или горицвет. Эту симпатичную травку, как говорится, за версту увидишь: очень уж броский у нее наряд. Особенно – цветы: крупные – размером с детскую ладошку и яркие, словно миниатюрные солнышки. А лепестков в венчике, не пять, не шесть, а порой два десятка насчитать можно.
Но у этой видной травки, помимо крупного цветка, есть и еще ряд особинок. Например, ее стебли, густо покрытые узкими листочками: в начале цветения они короткие – не более пяди в высоту, а когда цветы увянут, стебли удлинятся почти до полуметра.
А еще у горицвета очень продолжительное детство: из попавшего в почву семени молодое растеньице адониса выклевывается лишь через десять лет. Своего рода, феномен в растительном мире средней полосы.
Кстати, ученые давно заметили, что многие растения, у которых броские и яркие наряды, ядовиты. Не отошел от этого правила и адонис весенний: у него тоже и цветы, и листья, и стебель, и корень – токсичны. Создается впечатление, что таким способом симпатичная травка пытается защититься от своих недругов, чтобы подольше понежиться в лучах яркого весеннего солнца.
Продолжение следует.